Ви є тут

Социальные страхи как предмет социологического исследования

Автор: 
Витковская Мария Ивановна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
195233
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАХОВ.................................................. 14
1.1. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНОМ СТРАХЕ В ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ....................................................14
1.2. Страх в структуре явлений «тревожного ряда»...........29
1.3. Страх, кризисное сознание, катастрофическое сознание:
взаимообусловленность понятий..............................50
Выводы по первой главе.....................................73
ГЛАВА 2. СТРАХ КАК ПРЕДМЕТ ЭМПИРИЧЕСКИХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.................................77
2.1. Проблемное поле исследования страха в социологических исследованиях........................................ 77
2.1.1. Отражение трансформационных процессов в современной России в социальных страхах.....................................78
2.1.2. Интерпретация явлений «тревожного ряда» в социологических исследованиях........................................ 87
2.2. Реконструкция семантического поля понятия «социальный страх»: опыт психосемантического исследования.................. 102
2.2.1. Познавательные возможности психосемантических методов в социологических исследованиях.........................103
2.2.2. Обусловленность структуры социальных страхов иерархией социальных групп.................................. 115
2.2.3. Страхи и опасения студенческой молодежи......... 126
Выводы по второй главе....................................138
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................ 142
БИБЛИОГРАФИЯ.............................................. 146
ПРИЛОЖЕНИЯ .............................................. 168
3
Введение
Актуальность темы исследования.
Кризисное сознание, мироощущение сопровождает человечество на всех этапах его исторического развития. Наиболее остро это мировосприятие проявляется в периоды резких социальных трансформаций, когда происходит переустройство социальной системы, переоценка и изменение жизненных ориентиров и ценностей людей. Трансформационные процессы в современном обществе привели к ряду негативных последствий, каждое из которых отразилось на функционировании социальных групп, повседневной жизни каждого человека. Среди основных характеристик современности можно выделить масштабные внезапные перемены, происходящие в короткий промежуток времени, разрушение целостности основных социальных групп, утрату веры в устойчивые институционализированные образцы социального поведения, предсказуемость социальной жизни.
Глобальные трансформационные процессы отражаются в сознании каждого члена общества, что выражается в утрате адаптационных механизмов, увеличении чувства бессилия, незащищенности, апатии, депрессии. Современное общество характеризуется развертыванием сферы рисков, опасностей и угроз как на макро-, так и микросоциальном уровне. В обществе «тотальной небезопасности» человечество погружено в беспрерывный процесс «калькулирования рисков», просчитывания ситуации возникновения опасности и ее вероятные последствия при незнании всех возможных вариантов разрешения этих ситуаций. В кризисном обществе теряют свою значимость модели прогноза и предсказания.
Кризис отражается в массовом сознании в форме тревоги и страха. Страх является реакцией индивидов и групп на травмогенные изменения окружающей среды как оценка степени угрозы существования в ней. В конце XX века страх переходит из категории, используемой в контекстах исследований различных социальных проблем, в ключевую категорию осмысления современности. Прежде всего это обусловлено тем, что
17
противоположностью - мужеством. Сам по себе страх порочен как недостаток, мужество же уравновешивает отчаянность и трусость и выступает как добродетель. Если сама душа не способна достичь серединного, добродетельного состояния собственного качества, то через страдания, сопереживание, соучастие в действии она может. изменить соотношение аффектов. Этот процесс Аристотель называет катарсисом. Катарсис - элемент очищения, психической разрядки, распознавания и устранения порока, в том числе и через сопричастие, которое означает погружение в контекст, проигрывание, моделирование ситуаций, вызывающих те или иные пороки, что возможно в трагедии. Образ страха возникает как проявление трагического и драматического переживания, при помощи страдания и страха достигается очищение. Таким образом, страх и страдание, сопровождающие драматическое действо на всем его протяжении, способствуют катарсису, оценивают его с позиции добра и зла, что может менять образ страха, который строит сам человек, причастный к действу.
В свете сказанного, теория равновесия Аристотеля приобретает новый смысл. Он предлагает рассматривать страх как результат нарушения целостности определенного социального качества, каковыми могут выступать семья, дружба, любовь, образ жизни, мировоззрение и т.д. Но в таком случае, страх получает и позитивное звучание как предупреждение о возможной потере этих ценностей, как средство, стимулирующее деятельность человека на воссоздание их целостности в случае разрушения, наконец, как мощный воспитательный фактор, реализуемый в соответствующих, в том числе художественных средствах. Позитивно и значение трагедии, страх и страдания в искусстве могут доставлять удовольствие. Очевидно, что это может произойти лишь при условии рационального осмысления и предвосхищения ситуации страха.
Категория «страх» рассматривается и в работах стоиков: Зенона, Андроника, Цицерона, Марка Аврелия и др. [10]. «Страх - это предчувствие зла; к нему относится следующее: боязнь, робость, стыд, ужас, замешательство,
18
тревога. Боязнь - это страх, вызывающий трепет; стыд - это страх перед дурной славой; робость - это страх перед предстоящей деятельностью; ужас - это страх, порожденный представлением о необычайной вещи; тревога - страх пред неизвестным делом» [10,с.497-498]. Согласно Андронику, «страх - это неразумное избегание угрозы или бегство от нее». Страх лишает самостоятельности, свободы, делает человека рабом. Страх, таким образом, подвергает душу мучениям, однако стоик сохраняет за собой свою высшую свободу - свободу сознательного ухода из жизни [13,с. 17].
В философии Средневековья смысловое поле интерпретаций страхов значительно расширилось. Страх рассматривается уже не только в связи с другими чувствами, а приобретает статус самостоятельной категории анализа.
Укрепление власти требовало монополизации духовной жизни посредством ужесточения норм социальной сферы, жестокости к инакомыслящим, которые приводили к эскалации страха. Обоснование репрессий в отношении противников, «инакомыслящих» представляли известные философы средневековья, среди них Аврелий Августин. Взгляды Августина на борьбу с еретиками колебались от убеждения до применения любого рода репрессий, включая пытки и казнь [6;11;240]. «Если, согласно библейскому учению, неверная жена подлежит наказанию, то с тем большим основанием подлежит наказанию изменяющий церковным догматам вероотступник» [11,с.500]. Неважно, уверял Августин, что еретик откажется от своей ложной веры из-за страха перед наказанием, - совершенная любовь в конечном итоге победит страх.
В христианском учении страх представляется двояко: с одной стороны, страх есть результат преклонения, благоговения перед божественным бытием, с другой стороны, страх - результат грехопадения. В первом случае он порождает богобоязненность, во втором - чувство вины. В работах ученых-теологов в основном рассмотрен второй вид страха. Так Августин выделяет три рода греха: грех плоти, гордыни и похоть очей. Грехи отвращают человека от мира небесного, страх появляется в результате грехопадения. Страх перед богом -