2
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
Введение .....................................................3
Глава I. Эволюция социальных знаний о безопасности
в социально-исторической ретроспективе.............15
§ 1. Социологическое и социально-философское
осмысление проблем безопасности в западном социологическом наследии...........................16
§ 2. Идейно-теоретические истоки и
социокультурные основания безопасности в русской социологии...............................43
Глава II. Теоретнко-методологическне основания
социологического анализа безопасности..............62
§ 1. Безопасность как научная проблема в современном
социологическом знании.............................63
§ 2. Концептуализация понятия «безопасность»
с позиций социокультурного подхода в контексте социологии безопасности............................88
Глава III. Социологический анализ формирования
системы безопасности в современной России 109
§ 1. Особенности формирования системы безопасности в
трансформирующемся российском обществе (социально-институциональный аспект)..............109
§ 2. Особенности формирования культуры безопасности
России в контексте цивилизационного диалога.......138
Заключение....................................................160
Список использованной литературы...............................165
Введение
Актуальность исследования. Проблема безопасности приобретает в современных условиях для России первостепенное значение. Кардинальные геополитические изменения последнего десятилетия существенно трансформировали всю систему международных отношений. Они сопряжены с современным положением России в мировом сообществе, формированием глобальных источников угроз безопасности нового поколения, к которым можно отнести социокультурные, социально-политические, социально-экономические последствия реализации однополярной модели мирового устройства, интернационализацию экстремизма и терроризма, слабую степень контролируемости информационных процессов и т.п.
Принципиально иными стали угрозы национальной, общественной и личной безопасности и, соответственно, задачи по их своевременному выявлению, предупреждению и парированию. Для России эти задачи являются особенно сложными, так как решать их приходится в условиях становления демократической государственности и трансформации социальной системы российского общества. Переход российского общества к качественно иному социально-политическому, социально-экономическому и духовному укладу связан с кардинальными структурными изменениями всех сфер общественной жизни. Этот процесс обусловлен снижением уровня защищенности всей социальной системы, а также отдельных ее структурных частей, общностей, социальных групп, личности от воздействия внутренних и внешних угроз, вызовов и опасностей.
Таким образом, для современного состояния российского общества безопасность выступает в качестве определяющего фактора в сохранении и устойчивом функционировании всей социальной системы и ее структурных составляющих.
социальных систем. Тем более, в условиях обострения вызовов международного терроризма, направленных против народов России.
$ 1. Социологическое и социально-философское осмысление проблем безопасности в западном социологическом наследии
Научные подходы к исследованию широкого круга проблем безопасности имеют в своей основе достаточно развернутые методологические предпосылки, вопросы безопасности отражены в той или иной мере в структуре многих социально-философских и социологических концепций представителей зарубежной мысли прошлого, однако, сама постановка проблемы безопасности значительно отличалась от современной и рассматривалась в системе общих представлений о личности, обществе и государстве. Тем не менее, необходимость научного осмысления опыта развития общественных форм приводила мыслителей прошлого к вопросам места человека в мире, его влияния на процессы, происходящие в жизни и обратное влияние этих процессов на человека, что свидетельствует о гносеологической значимости проблемы безопасности.
Представления о феномене и социальной природе безопасности были генерализированы в эпоху античности, где оформлялись социально-философские взгляды на проблемы безопасности социального бытия.
Собственно, Платон (427-347 до н.э.) подвел философский итог развития в античном мире цивилизационных основ, многие из которых стали исходными предпосылками формирования современных принципов свободного и справедливого мироустройства, гармонично сочетающего паритет интересов личности, общества и государства. В своем труде «Государство», он рассматривает безопасность его граждан как важнейший принцип государственного устройства. Исходным положением у Платона можно считать тезис об изначальном
17
интересе человека в обеспечении справедливости как основы жизненного порядка. Отсюда следуют несколько важных выводов:
Все, что не соответствует представлению людей о справедливости, несет в себе прямую угрозу и личности, и обществу (в социокультурном его понимании). Справедливость рассматривалась как высшее благо для человека1, и, как сейчас принято идентифицировать такого рода социально-философскую категорию, как основу общественного порядка, а также объект его безопасности.
В качестве объекта личной и общественной безопасности справедливость приводит людей к необходимости формирования коллективной системы ее защиты от внутренних и внешних угроз: «Отсюда взяло свое начало законодательство и взаимный договор»2, то есть государство, следуя логике Платона, генетически связано с личностными потребностями в безопасности и справедливом порядке, ее поддерживающем.
Соблюдение в обществе и в межличностных отношениях принципов справедливости (как этической основы безопасности) требует определенного поведения личности, которое регламентируется нс только внутренними для человека нравственными правилами (которые могут и не отвечать требованиям справедливости), но и социально-регулятивными и законодательно-институциональными нормами: «... никто не бывает справедливым по своей воле, но лишь по принуждению».3
Рассуждая об опасностях, угрожающих существованию государства и общественному благополучию, Аристотель (384-322 гг. до н.э.) фактически создает их типологию на основании выделения групп интересов и потребностей. При этом большое значение приобретают субъективные, как сейчас принято говорить, факторы, а именно качество субъекта управления
1 См.: Платон. Диалоги: Пер. с древнегреч. - М.: ООО «Издательство ЛСТ»; Харьков: «Фолио», 2001. С. 73.
2 См.: Там же. С. 75.
3 См.: Там же. С. 76.
- Київ+380960830922