Ви є тут

Социально-политические взгляды Г.П. Федотова : Социологический анализ

Автор: 
Селиванова Юлия Викторовна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2005
Артикул:
275946
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение.............................................................3
Раздел I. Теоретико-методологические подходы Г.П. Федотова
к анализу социально-политических процессов................21
Раздел И. Г.П. Федотов о роли идеологического фактора в
общественной жизни........................................72
Раздел III. Г.П. Федотов как политический публицист: критика
антигуманизма, имморализма и волюнтаризма в сфере политики..................................................130
Раздел IV. Концепция социально-политической динамики
российского общества в работах Г.П. Федотова..............182
Раздел V. Социология Г.П. Федотова и современность..................237
Заключение..........................................................282
Библиографический список............................................289
Г.П. Федотов отклоняет исключительно утилитарные соображения и выдвигает единственный критерий для оправдания эмиграции» -нравственный критерий. Без учета этого тезиса невозможно адекватно осмыслить методологию Г.П. Федотова и ее историческое значение. Через призму нравственных обязанностей следует рассматривать вопрос о том, как понимал ученый практическую функцию политической социологии, как и других научных направлений, разрабатываемых в условиях эмиграции.
Именно эти смысловые аспекты теоретической деятельности русских изгнанников обстоятельно рассматриваются в статье Г.П. Федотова, которая носит знаменательное название - «Зачем мы здесь?» (1935 г.) Автор отмечает, что исход из Советской России значительного числа интеллектуалов, независимо от их частных и личных мотивов, независимо от «бесполезности» их эмигрантского существования, можно рассматривать как спасение чести России в истории. «Изгнанничество за правду» осознано Г.П. Федотовым как труднейшее испытание, которое выдерживают немногие, и для многих изгнание становится искусом. Русский мыслитель утверждает, что изгнание само по себе не есть служение Родине, а лишь условие для этого служения. В конечном счете, не в политической активности видел Г.П. Федотов заслугу эмиграции, ее призвание и оправдание перед судом грядущих поколений. Русские в изгнании, за рубежом должны действовать «для того, чтобы стать голосом всех молчащих там, чтобы восстановить полифоническую целостность русского духа»1. Задача эмиграции, по Г.П. Федотову, заключается, прежде всего, в том, чтобы сохранить самое глубокое и сокровенное в опыте поколения, прошедшего через историческую катастрофу, завещать этот опыт будущему, стать «живой связью между вчерашним и завтрашним днем России».
1 Федотов Г.П. Зачем мы здесь // Современные записки. 1935. №58. С 440.
Таким образом, если говорить о практическом значении творческой деятельности русских мыслителей за рубежом, то вряд ли можно ожидать быстрого и очевидного эффекта. Т.П. Федотов отмечает «необычайно трудные условия, при которых удается здесь дистилляция духовной эссенции»1. Русская культура за границей оказалась в безвоздушном пространстве. Писателю из России трудно было найти издателей, критиков, читателей. Русский голос, сохранивший свои интонации, звучал часто как глас вопиющего в пустыне, мысль изливалась, не находя отклика, в вечность. Свою задачу, призвание всех русских за рубежом Г.П. Федотов видел в том, чтобы «подать голос России», бросить его в историческое пространство, хотя бы в пустоту. Голос этот должен быть чист, и тогда время поймает его и передаст следующим поколениям.
Характерными для эмиграции того времени были нескончаемые споры о будущем России, о ее грядущей судьбе. В борьбе мнений высказывались крайне пессимистические прогнозы о неминуемой деградации и распаде России, утрате ее государственности и национальной самобытности. Откликаясь на эти споры, Г.П. Федотов спрашивал: «Конец России или новая страница ее истории?» И отвечает: «Разумеется, последнее. Россия не умрет, пока жив русский народ, пока он живет на своей земле, говорит своим языком»2. Безусловно, уход в эмиграцию был для Г.П. Федотова глубокой жизненной трагедией (недаром он так долго колебался, прежде чем покинуть Россию). Свою боль и тоску по России и надежды на ее возрождение он сумел переплавить в философские и социологические произведения, поразительные по своей искренности, силе аргументации, актуальности содержания и образности языка.
Практически во всех основных работах Г.П. Федотова нашла воплощение важная черта его мировоззрения — исторический оптимизм,
1 Там же.
2 Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Т.2. С.326.