Ви є тут

Эволюция и перспективы развития исторической социологии в России : Теоретико-методологические аспекты

Автор: 
Мелехин Виктор Андреевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
275663
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........................................................3
1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ:
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ...............................12
1.1. Истоки становления исторической социологии в России.........12
1. 2. Особенности формирования теоретико-методологических положений исторической социологии..........................................30
1. 3. Основы научной организации исторической социологии (60-е гг. XIX в. -
20-е гг. XX в.)..................................................50
1.4. Взаимосвязь отечественной исторической социологии с зарубежным исторически-социологичсским знанием..............................72
2. ЭВОЛЮЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
В РОССИИ (СЕРЕДИНА XX - НАЧАЛО XXI ВЕКА).........................86
2. I. Проблема определения объекта и предмета исторической
социологии.......................................................86
2. 2. Историко-социологическое время-пространство в качестве эвристического
компонента развития исторической социологии в России............100
2.3. Исторнчески-социологический анализ воспроизводства исторической
жизни...........................................................117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................137
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................141
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблематика исторической социологам становится актуальной из-за того, что в настоящее время в основном исчерпаны эвристические возможности традиционных подходов к социальному анализу проблем современности. Изучение проблем исторической социологии актуализировано состоянием общесоциологического знания (множество определений, подходов, поиск выхода из теоретико-методологических трудностей, многоаспектность определений и практик). Поливариантный характер исторической социологии позволяет решить актуальную проблему общесоциологического знания, заключающуюся в поиске органичной взаимосвязи между фундаментальными и прикладными исследованиями.
В отличие от других социологических дисциплин историческая социология имеет в своем арсенале концепции, актуализирующие социальную природу исторических фактов. В качестве научной дисциплины интегративного типа историческая социология актуализирует процесс становления единой социальной науки.
В условиях глобализации и денационализации мировых процессов общественного развития актуальной становится проблема сохранения и передачи исторического знания для последующих поколений. В этой связи особую важность приобретает формирование исторической памяти как части общественного сознания, являющейся фактором сохранения российской общности и государственности. Сегодня, когда актуализируется историческое наследие народов нашего Отечества, целесообразно переосмыслить его с позиции социологического анализа.
Возможности, которые открываются перед исследователем, органически сочетающим историческую и социологическую методологию, полностью еще нс осознаны научным сообществом, сотрудничество историков и социологов создает условия дальнейших перспектив развития обществознания.
Именно «по оным четверояким народов состояниям мы должны выводить их историю, правление, законы и обычаи и измерять их различные преуспевания в науках и художествах» [67, с. 271].
В. Н. Татищев, по аналогии с жизнью человека, делит историю на соответствующие стадии: младенческое состояние, возрасты юношеский, мужества, зрелости. По его мнению, общество совершенствовалось по мере изменения духовной компоненты, и период зрелости начинается с момента изобретения книгопечатания.
Д. С. Аничков, Я. П. Козельский, С. Е. Десницкий критически рассмотрели петровские реформы, вычленив структурообразующие элементы общества. Прогрессивность его развития они видели в апелляции к разуму, убеждая самодержавие и дворянство проникнуться гуманистическими принципами, разработать «хорошее законодательство», установить «разумное правление», соблюдать добродетель, человеколюбие и т. п. Мечтали о просвещенном государе, о «философе на троне», который взялся бы осуществить просветительские идеи. Объективно просветители являлись выразителями антикрепостнических, буржуазных тенденций, которые начинали складываться в недрах крепостного строя.
Общественная значимость человека в условиях российской действительности состояла в том, что русское общество ХУШ-Х1Х вв. стало соцноцентричным. Человек в нем поглощен социумом, хотя этого, в частности, славянофилы не признавали, считая, что отношения в общине схожи с хоровым пением, когда каждый член коллектива соединен с остальными силой любви в «свободное и органичное единство».
По мнению просветителей, человек должен рассматриваться вопреки мнстико-теистическим доктринам как специфическая часть природы, подчиняющаяся ее общим законам, в том числе закону механической причинности. Феномен человека понимался ими как сложное целое, при изучении которого необходимо учитывать взаимосвязи его разнородных элементов как между собой, так и, главным образом, между ними и окружающей человека природой [19, с. 39].
14
Просветителями человек понимался как земное существо, деятельно преобразующее окружающий мир, ищущее наиболее разумные и справедливые формы человеческого общежития, которые не только сковывали бы «натуральное естество» человека, но давали бы ему свободно проявлять себя и свободно развиваться, улучшать свою природу [5, с. 27].
С этих прогрессивных для своего времени позиций русские просветители поставили вопрос о справедливости права на существование крепостничества, заклеймили произвол помещиков, торговлю крепостными людьми.
А. И. Радищев основой социального изменения считал два фактора: просвещение и революцию как средства уничтожения самодержавия и крепостничества. Признавал он и роль личности в истории. По его мнению, общество необходимо радикально преобразовать с тем, чтобы восторжествовал естественный порядок, который возможен на «сходственности аналогии..., если должно верить, то вероятно, что будущее положение человека..., будущая организация проистекать будет из нашея нынешния, как-то сия проистекает из прежних организаций» [140, с. 396].
Временная компонента, присутствующая в мысли А. И. Радищева, — подтверждение наличия тенденций исторической социологии в философско-историческом наследии предшественников современной социологии.
Рассмотрение историко-социологических воззрений просветителей показывает, что во второй половине XVIII в. в России шла идейная борьба просветительского и феодально-крепостнического направлений. Обозначается идеологическая оппозиция самодержавию справа (М. М. Щербатов) и слева (Я. П. Козельский, С. Е. Десницкий, Я. А. Новиков, А. И. Радищев), подкрепленная соответствующими теориями, включая исторические интерпретации социальной жизни, обозначившие формирование элементов исторической социологии в эпоху петровских реформ и становления дворянской монархии.
Допозитивистскос состояние исторической социологии не выдвигало в качестве самостоятельной проблему воспроизведения неповторимости как
15