Ви є тут

Маркетинговое исследование в системе регулирования и удовлетворения потребностей в образовании (методологические проблемы)

Автор: 
Киреева Наталия Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000306689
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Потребности в образовании в процессе развития экономических отношений.
§ 1 Потребность в образовании как явление и процесс. 11
§2 Развитие потребностей в образовании субъектов социальной системы: история и современность. 34
Глава 2. Маркетинговое исследование в процессе регулирования системы образования § 1 Маркетинг как сфера регулирования экономических и социальных отношений в системе образования. 77
§2 Маркетинговое исследование: типология, методическая база 101 Заключение 139
Литература 145
3
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Рынок меняет весь уклад жизни, сознание и мировоззрение, проникает во все сферы человеческой практики. Образование не является исключением. Оно неразрывно связано с той экономической формацией, в рамках которой существует. Соответственно, рынок в образовании так же многогранен и многолик, как и во внешней для него среде. Сегодня образовательным учреждениям предоставлена большая автономия, независимость и свобода деятельности. Это касается, прежде всего, возможности привлечения бюджетных и внебюджетных средств финансирования, организации платных занятий и коммерческой деятельности. Учебным заведениям дано право формировать педагогический коллектив и обслуживающий персонал, самостоятельно распоряжаться финансовыми ресурсами, развивать свою материально-техническую базу, информационное, методическое и технологическое обеспечение. При этом вся ответственность ложится на руководителя образовательного учреждения. В последнее время расширяется круг субъектов осуществляющих образовательную деятельность, так как появились возможности для развития негосударственных структур (муниципальных, частных). Таким образом, потребность эффективного управления в сфере образования обусловила необходимость развития маркетинговых исследований в этой области.
Рынок образовательных услуг в реформируемой России постоянно развивается, но в его инфраструктуре пока отсутствуют многие значимые компоненты и связи между участниками рыночных отношений. Такими участниками являются: государство, хозяйствующие субъекты, образовательные учреждения, потребители образовательных услуг - социальные группы и отдельные личности (дети и родители).
Маркетинговые исследования основных путей, направлений и механизмов изменений в системе образования призваны дать ответ на следующие вопросы методологического и прикладного характера:
1. В какой мере существующая система образования удовлетворяет общественные и государственные потребности в образованных людях?
2. В какой степени эта система отвечает потребностям индивидов, общества и государства?
3. Что является стимулом и мотивом для получения образования представителями различных социальных групп?
4. Каковы перспективы и тенденции развития потребностей в образовании различных категорий субъектов?
Как справедливо указывает В.И.Тарасенко «потребность формируется в связи с развитием своего носителя, условий его жизнедеятельности и характером его взаимосвязи с условиями жизнедеятельности»1. Чем разностороннее и глубже деятельность человека, тем действеннее становится потребность в знании тех областей жизни, в которых она протекает.
Многочисленные социологические исследования показывают, что чем менее развит человек, чем примитивнее его знания об окружающем мире, тем ограниченнее потребность в их пополнении. Объективный недостаток знаний, умений, духовная неразвитость еще не означает наличия соответствующей потребности в восполнении этих недостатков. В этой связи нельзя не согласиться
Н.В. Иванчуком, который, рассматривает потребность как внутреннюю необходимость. Потребность в образовании не возникает сама по себе, а является следствием внутреннего преломления личностью внешних, объективных обстоятельств. «Внешняя необходимость, без ее осознания и превращения во
У
внутреннюю необходимость, остается для личности абстрактной и не превра-
л
щается в потребность» .
Следовательно, в процессе формирования потребности личность не пассивна. Человек благодаря интересам как бы снимает необходимость, которая идет от социальной среды. В интересе активностью обладает уже сам субъект. Когда человеку требуется найти соответствующие средства и способы удовлетворения потребности, возникает интерес. Он предшествует деятельности и представляет собой отношение субъекта потребности со средствами ее реализации. Так потребность через интерес детерминирует практические действия человека. Потребность в образовании выражена в широком спектре интересов людей, так как именно интересы лежат в основе познавательной деятельности. В связи с этим о потребности в образовании можно говорить как о выходе
1 Тарасенко В.И. Социальные потребности личности: формирование, удовлетворение, развитие. - Киев, 1982. - С. 14.
2 Иванчук Н.В. Потребности социалистической личности. - М., 1986. -С.5
16
на различные интересы: познавательные, материальные, финансовые, социальные, профессиональные, моральные, педагогические, духовные и т.п.
Если следовать классификации, иерархии потребностей по А.Маслоу, то, прежде всего, образование может быть необходимо для выживания, для того, чтобы заработать, получить необходимые средства для удовлетворения физиологических потребностей.
Следующая ступень - получение гарантий безопасности, защищенности личности от возможных угроз в будущем, своеобразный образовательный "страховой полис".
Безусловно, важной является и потребность принадлежать, быть принятым в члены какой-либо значимой для личности группы, круга людей (например, по образовательному статусу, профессиональной принадлежности).
Вслед за этим стоит группа потребностей в признании и уважении собственной компетентности со стороны окружающих, в самоуважении.
Наконец, вершиной в иерархии считается группа потребностей в реализации своих возможностей и росте как личности, что связано с необходимостью понять и познать себя, выйти на возможность саморазвития, управления собой в соответствии с некими приоритетами.
Чтобы удовлетворить эти потребности, образовательное учреждение может предоставить своим потребителям в ходе оказания образовательных услуг: диплом, аттестат или сертификат; сумму знаний определенного профиля, широты, глубины; конкретные инструменты познания и действия; возможности для общения и взаимодействия с определенным кругом лиц, профессионалов и др.
Как мы уже смогли убедиться, проанализировав потребность в образовании с помощью теории Маслоу, она является комплексной. Маслоу выдвигает на передний план не только многомерную структуру потребностей, но и тот факт*, что потребности характеризуются разной степени интенсивности для различных людей, групп, обществ. В действительности эти категории потребностей постоянно сосуществуют, причем та или иная категория приобретает