СОДЕРЖАНИЕ
Введение ...................................................... 3
Раздел 1. Социальный потенциал села как объект социологического исследования....................................................16
Раздел 2. Властные структуры региона в системе факторов развития социального потенциала села.....................................45
Раздел 3. Основные направления влияния властных структур на
социальный потенциал села...............................79
Раздел 4. Пути оптимизации деятельности властных структур
по развитию социального потенциала села...............119
Заключение .......................................................142
Список литературы.................................................. 145
Приложение .......................................................156
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы.
Изучение социального потенциала — одна из актуальных проблем современной социологической науки прежде всего в силу того, что социальный потенциал — это характеристика не только современных, но и будущих возможностей развития общества. В условиях трансформации российского общества особое значение приобретает проблема переоценки накопленных обществом материальных и духовных ценностей, человеческих способностей и качеств. Изменение ориентиров общественного развития, критериев социального прогресса, способов достижения общественных целей меняет представления о тех элементах социального потенциала, которые способны обеспечивать это развитие.
Интенсификация в настоящее время реформ на селе остро ставит проблему оценки социального потенциала этих реформ, оценки возможностей движения общества в направлении радикальной смены общественных отношений. Так, согласно результатам проведенного в 1998 г. экспертного опроса, среди первоочередных задач села в настоящее, время эксперты выделили три — проведение земельной реформы (46,1%), реорганизацию колхозов и совхозов (42,3%) и создание условий для становления органов местного самоуправления (42,3%).
С другой стороны, проблема социального потенциала села принадлежит к числу наименее изученных тем современной социологии прежде всего из-за недостатка эмпирических, прежде всего социологических, данных. Несмотря на ряд серьезных исследований1, современное село продолжает оставаться
1 Лхмадссв М. Г. Региональные особенности развития сельскохозяйственных предприятий в условиях рынка и рыночных отношений (на материалах Республики Татарстан). — Казань: «ФОН». — 1997; Староверов В. И. Социология деревни: предмет, объект, задачи // Социс. — 1981. — № 4; Староверов В. И. Социальное воспроизводство деревни в условиях агропромышленной интеграции. — М., 1986.
Раздел I. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕЛА КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Село всегда было объектом научного интереса. Это происходило во всех странах мира, с большей или меньшей адекватностью его реального статуса. Логика такого интереса обусловливалась мерой устойчивости статуса села в системе социально-территориальных связей. И село в странах Старого или Нового света именовалось иначе, по-разному, суть дела от этого не менялась. Интерес, пожалуй, был равнозначным — городской или внегородской объект становился мотивом данного научного исследования.
И только в России исследование сельских проблем неизменно приобретало характер острой тенденциозности. Причиной этого становилась болезненная судьба села независимо от того, к какому историческому времени оно относилось, каково его географическое положение, национальный состав населения, в каком соседстве с городом оно находилось и какова доля его участия в промышленных, социокультурных, политических реформах. Именно в этом смысле профессиональный интерес к селу проявили специалисты различных областей научного знания — экономисты, философы, психологи, педагоги, медики, демографы, искусствоведы, археологи, историки, политологи, экологи. Их исследования носили и продолжают носить и автономный характер, что вполне естественно и закономерно. Но в значительной степени изучение сельской проблематики приобретало междисциплинарный характер, становясь интегративным. Роль инструмента этой интегративности взяла на себя социология.
Точнее сказать, роль инструмента этого рода придана социологии той категорией исследователей из других научных отраслей, которые видят в ней носителя количественных и других характеристик различных явлений. Смысл включения социологии как науки в изучение всего множества аспектов жизни значительно шире, богаче, конструктивнее. Количественный раздел социоло-
17
гического исследования, хоть и входит в этот набор, но далеко не исчерпывает возможности социологической науки, о которых уже более era пятидесяти лет назад заявил французский социолог О. Конт. Социология как инструмент интеграции разнонаучного изучения всею многообразия социальных, экономических, культуротворческих проявлений жизни нс только помогает вскрывать их особенности на всех уровнях, соединять их. Она сама впитывает их смысловые версии, непрерывно обогащая свои возможности и как автономной науки, и как области наднаучного порядка. Ее методологическая роль в осмыслении с позиций разных наук всего богатства социальных явлений, процессов, ролевых функций, личностного потенциала безусловна. Итак, две роли социологии в научном альянсе позволяют взглянуть на объект исследования по-новому, вскрыть в нем такие неожиданные предметные стороны, что можно утверждать о ее значении реального, потенциального и прогностического типа. Именно на это и настроен наш интерес к селу как интегративному объекту и предмету социологической науки.
Проблема социального потенциала как предмет социологического исследования привлекла к себе внимание специалистов — социологов уже давно. Опираясь на идеи социальной динамики Огюста Конта, социологическую теорию Эмиля Дюркгейма, а также на модель личностно-деятельностного подхода, разработанную в отечественной социальной психологии, они создали целостную, интегративную теорию социального потенциала. Ее видной составляющей частью, точнее, ведущим концептуальным модулем стала обоснованная Н. А. Бердяевым идея творческой свободы человека. Именно на этой методологической базе получила свое развитие позиция М. А. Нугаева и Р. М. Нугаева о деятельности и поведении как двух сторонах социальной активности человека, группы людей, сообществ. Теория социального потенциала получила признание как общенаучная. Однако ценность ее состоит в органической возможности развития, собственного обогащения и осуществления интегративных междунаучных связей.
- Київ+380960830922