Ви є тут

Феномен смысла и социальная реальность в контексте теории Ж. Лакана

Автор: 
Горностаева Мария Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
270297
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Введение
Жак-Мари Эмиль Лакан (1901-1981), французский психоаналитик и социальный мыслитель, синтезировал в своей дискурсивной и терапевтически практике идеи классического психоанализа и структурализма.
Прежде чем обратиться к интересующей нас в концепции Лакана теме, направлениям общественной мысли, которые помогли ей сформироваться, и возможным способам исследования ее в социологии, оговоримся, что мы не ставим перед собой цели подробно рассмотреть всю его теорию. Мы затронем лишь те ее положения, которые, на наш взгляд, представляют наибольший интерес с точки зрения социологии, поскольку позволяют раскрыть основания социальности в человеке. Прежде всего, это, конечно, “символический регистр”, через посредство которого Лакан определяет самую суть социального и в котором синтезированы такие понятия, как смысл и язык, социальная реальность и проблематика человеческого Л. Сам Лакан считает, что любое гуманитарное знание должно основываться на учении о символе, поскольку лишь апелляция к символу способна непротиворечивым образом описать реальность человеческих отношений.
Скажем коротко о Лакане. Жак Лакан получил степень доктора медицины в Париже и затем занимался изучением психиатрии под началом
А.Клода и Г. Клерамболя. Знания, полученные Лаканом в этой области, относились к старой школе психиатрии, которая отнюдь не симпатизировала учению Фрейда и всячески противилась проникновению психоанализа во Францию. Как меткий диагностик-клиницист он добился уважения коллег много раньше, чем к нему пришло широкое признание. В 1951 г. Лакана начал вести семинары, которые были открыты для всех и собирали огромные аудитории.
Семинары Лакана, кроме того, что способствовали формированию не одного поколения аналитиков, более чем что-либо другое позволили вывести психоанализ за пределы узкого круга посвященных, сделать его предметом общественных дебатов и, более того, подчас доминирующей составляющей
3
гуманитарных наук во Франции. О степени признания лакановского учения говорит тот факт, что слушателями и участниками его семинаров были многие известные ученые и философы, в частности, Л. Альтюссер, опиравшийся в своих теоретических построениях на исследования Лакана, К. Леви-Стросс, М. Мерло-Поити. Выпущенные в 1966 г. тексты этих семинаров («Ecrits») принесли Лакану славу и известность, беспрецедентную для психоаналитика. До этого момента он издал лишь одну книгу - на основе своей докторской диссертации (1932 г.), а также несколько статей в профессиональных журналах. В 1964 г. Лакан организовал школу психоанализа (Ecole Freudienne de Paris), успешно действовавшую до 1980 г.
В то же время, Лакан был вовлечен в активное противостояние с единственной инстанцией, имевшей право согласовывать деятельность как отдельных аналитиков, так и соответствующих обществ в разных странах - с Международной психоаналитической ассоциацией (МГ1А). Учитывая тот факт, что психоанализ не является легализированной наукой и ни одна медицинская ассоциация не может признать себя компетентной в определении его терапевтической ценности, признание со стороны МПА является необходимым и существенным моментом как для аналитического общества, так и для отдельного человека, и исключение из нсс - очень серьезная санкция. Лакан из МПА был исключен. В 1964 г. на открытии очередной серии семинаров Лакан, сетуя на свое «отлучение» от МПА, проводит параллель со Спинозой, за ересь исключенным из еврейской общины в 1656 г. И хотя одни действительно рассматривали Лакана как еретика, другие, например, Л. Альтюссер, утверждали, что подобно Спинозе, он стал жертвой борьбы за научную честность. Тематика нашей работы не позволяет рассматривать здесь те положения теории и практики, в которых Лакан так резко разошелся с МПА, что за спорами последовала его изоляция. Скажем только, что этот факг послужил, одной из причин непризнания его учения среди американских психоаналитиков, и сейчас приверженцев его теории в США, где психоанализ очень популярен, можно встретить скорее на философских отделениях университетов, чем среди практикующих аналитиков.
Между тем, теория Лакана оказала огромное влияние на западноевропейскую гуманитарную мысль XX века и сыграча большую роль в
14
объективируется абсолютно и до конца, воплощаясь в большом количестве объектов, ни один из которых не представляет его полностью. Будучи создан противоположностью, отнесенностью к отсутствию, в человеческих взаимодействиях смысл, истина избегает прямого, наглядного, непосредственного воплощения, всегда оставаясь как бы за кадром реальности. Доказательством тому служат, в частности, сказки и мифы, остроумие, но также и непосредственная детская речь, часто вызывающая смущение и замешательство взрослых.
4. Детская игра и сказка (миф), являясь средствами социализации, вводят субъекта (ребенка) в систему социального контроля. Построенная по принципу оппозиции означающих, детская игра является для ребенка двсрыо в мир символического, первым опытом исполнения социальных ролей и усвоения их символической структуры. Сказка и миф являются символическими (языковыми) системами, организация элементов в которых осуществляется по принципу противопоставленности и непротиворечия, что находит выражение, в частности, в их заведомой ложности. Сказка и миф -сложные логические инструменты, представляющие практически не представимую в сознании истину в виде комбинаций доступных сознанию образов. Фольклор и литература - народное и индивидуальное творчество -соотносятся так же, как символическое и воображаемое. Являясь результатом народного - не индивидуального - творчества, сказка содержит устойчивые образцы и типы социальных связей: отношение к другому; отношение к запрету; типы мужского и женского поведения и т.д.
5. Социальная роль представляет собой феномен на стыке социального (символического) и воображаемого (индивидуального). Социальная роль является принятием на себя образа другого. Однако, этот образ, или индивидуальное исполнение роли, необходимо опосредуется символическим ■законом. Символическое, слово диктует для этого образа рамки. Символическая структура роли ограничивает, связывает желание субъекта, поскольку прежде всего обязывает его признать необходимость и ответственность за свои действия, соответствующие данной роли, признать запрещения, которые она налагает. И это не только является залогом формирования здоровых отношений с социумом, но и дает возможность
15
удовлетворения желания, которое, если оно абсолютно свободно и не связано, не может быть удовлетворено вообще.
6. Механизм действия комического является одним из способов воплощения открытой ребенку, но угнетаемой взрослым истины. Юмор постоянно обращает человека к языку ребенка, открытого смыслу, использует саму форму детского языка. Комическое, остроумие, благодаря своей форме противоречия, обходит невозможность или затрудненность прямого произнесения некой истины вслух, демонстрируя особенность речи сообщать основное посредством умолчания. Остроумие позволяет субъекту освободиться от воображаемой (объектной) зависимости, преодолеть чувство субъективной ушемленности, которое вызывает в нем сравнение себя с образом другого, благодаря чему становится возможным преодоление напряжения или ослабление конфликта. Остроумие позволяет вновь определить свое место в отношении другого в рамках символической системы, идентифицировать себя через посредство символического закона.
Апробация работы. Работа была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова в мае 2001 г. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в научных публикациях автора.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, грех глав, заключения, библиографии и приложений. В первой главе «Проблематика символического» рассматривается тема отношения человека к смерти, власти и запрету как изначальной основы социальности и смысла как такового. Путем анализа некоторых социологических и антропологических теорий здесь вводится понятие символической (смысловой) функции, или «функции имени Отца», в том виде, в каком эта функция выступает у Лакана. Во второй главе «Символическое и воображаемое в теория Ж. Лакана» речь идет о тех основных положениях лакановской теории и повлиявших на их формирование направлениях научной мысли, в которых раскрывается структура и механизм символической функции. В третьей главе «Действие символическою регистра в социальной жизни» рассматриваются пути и средства реализации смысла в социуме на примере анализа социальной роли как феномена на стыке социального (символического) и индивидуального (воображаемого); механизма