Ви є тут

Проблемы участия женщины в социально-экономическом развитии Сирии : На материале эмпирического социологического исследования

Автор: 
Кхалед Алфарис
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
276768
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
ВВЕДЕНИЕ...........................................3
I. ГЛАВА ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В АРАБСКОМ МИРЕ (Сирия). 12
1. АРАБСКАЯ ЖЕНЩИНА В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ.........12
2. РОЛЬ АРАБСКОЙ ЖЕНЩИНЫ И НЕКОТОРЫЕ ЕЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННУЮ ЭПОХУ.................................27
3. СТАТУС СИРИЙСКОЙ ЖЕНЩИНЫ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВА 60
II - ГЛАВА ЖЕНЩИНА И РАЗВИТИЕ
. 1. ПОТРЕБНОСТЬ АРАБСКОГО МИРА В СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ........................73
2. ОСНОВНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ ВКЛЮЧЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ В ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИЯ 79
Ш - ГЛАВА ОСОБЕННОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СИРИИ ЖЕНЩИН, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАЙОНАХ
СИРИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭМПИРИЧЕСКОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)..............110
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЕ...............................111
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ....................122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................142
Предложения и рекомендации.......................146
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................151
ПРИЛОЖЕНИЕ.......................................168
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется значимостью «человеческого фактора» как основополагающей составной части социально-экономического развития. Известно, что социально-экономическое развитие предполагает равноценный вклад со стороны всех членов общества - и мужчин, и женщин, которые должны осознать свой потенциал, позволяющий им, с одной стороны, вносить свой вклад в общее развитие, а с другой -полнее реализовать свои личностные качества. Такие задачи невозможно решить без полноценного участия женщин в социальной, экономической, политической и культурной жизни государства. В современном мире идея реального равноправия мужчин и женщин, наличие специфики в социальных потребностях мужчин и женщин привлекает все больше сторонников и закрепляет свои позиции в различных сферах жизни. Статистические данные, отражая противоречивую картину современной жизни, свидетельствуют о разделении сфер деятельности на «мужские» и «женские», в которых, как правило, права женщин отличны от прав мужчин. Традиционно разницу в социальном положении женщин и мужчин объясняют биологическими причинами. Но анализ исторических, этнографических и культурных фактов показывает, что главными в противопоставлении ролей женщины и мужчины являются культурно-социальные нормы, которые и являются предметом гендерных исследований.
Современное общество характеризуется процессами глобализации: исчезновением пространственных и временных барьеров для проникновения инокультурных ценностей и образа жизни, а социально-экономические изменения предъявляют к мужчинам и женщинам требования, не соответствующие традиционным обычаям, нормам и смыслам. Стереотипы массового сознания, общепринятые социальные нормы воздействуют на экономическую деятельность женщин и ее результаты в любой сфере жизни. Это является причиной несоответствия между фактическими способностями работающих женщин, их вкладом в экономику, их потребностями и
обеспечивающий устойчивости семьи (брак в исламе, сопровождающийся рождением ребенка, является религиозной обязанностью человека)27
В основу взаимоотношений между супругами и организации совместной жизни ислам поставил природное, естественное начало, исходя из представления о женщине как о полноценном человеке. Ислам подтвердил необходимость подготовки будущей матери к правильному воспитанию детей28. Женщина получила право публично высказывать свое мнение, возражать против того, что она считает неправильным, и отныне ничто не препятствовало ей в осуществлении этого права. Ислам не запретил женщине вступать в войско в мирное время или в период войны, чтобы ухаживать за
29
ранеными или оказывать армии другие услуги . Он подтвердил важность выполнения женщиной работ по дому и ее роли в семье; на замужнюю женщину была возложена ответственность по отношению к мужу и детям, что связало се социальную, воспитательную и семейную роли30. Ислам закрепил за женщиной право наследования ("мужскому полу столько же, сколько доля двух женщин"), т. е. две трети полагалось мужчине, одну треть - женщине. Защитники ислама считают, что он, четко и ясно объявив о человеческой сущности женщины, принял во внимание ее природу и закрепил за ней те виды деятельности, которые этой природе соответствуют, и избавил ее от всего, что ей противоречит. Именно поэтому, утверждают они, в чем-то он дал женщине больше, чем мужчине, а в чем-то - меньше. С этой же целью он избавил ее от некоторых общественных обязанностей, и в это вовсе не нарушает ее равноправия с мужчиной31. Следует отметить, что вопрос о статусе женщины с точки зрения ислама является одним из самых сложных и дискуссионных. Несмотря на то, что на эту тему говорят и пишут
27 Самдбаев Т.С. Ислам и общество. -М. 1984. С. 248.
2* См.: Бушра Кубайси. Ал-мар’афи-т-тарих ва-л-муджтама‘ (Женщина в истории и обществе). -Бейрут: Дар амвадж, 1995. С. 108-113(с’>4 дЦ,
29 Ибрахим Мухаммад ал-Джамал. Мушкилат фи тарик ал-мар’а ал-муслима (Проблемы на пути мусульманской женщины). -Бейрут: Дар ал-китаб ал-‘араби, 1985. С. 123. (»'^ 1&А <✓* а—
30 Мухаммад ал-Маджзуб. Та’аммулат фн-л-мар’а ва-л-муджтама‘ (Размышления о женщине и обществе). -Бейрут: Дар ал-‘арабийа, 1997 С. 34 (<ю*1 , *«>>4 з ^а-*-*)
17
уже давно, защитники прав женщин отстаивают свою точку зрения, утверждая, что ислам защищает женщин и дает им высокое место в обществе (ислам, как и другие религии, в своей догматике, законоведении и нормах этики довольно большое внимание уделяет положению мусульманки в обществе)32.
А так же есть защитники, которые считают, что женщина в исламе изгнана из общества и находится в изоляции (они считают, что в странах, где сильны традиции ислама, затворничество женщин их неравноправие в семье, обычаи, унижающие их достоинство, мешают женщинам принимать должное участие в общественной жизни)33.
Несмотря на то, что по этому вопросу со времен арабского Возрождения (конца XIX - начала ХХв.) появилось множество исследований, женская проблема до сих пор не решена, и споры вокруг нее ведутся до сих пор. Каждый автор высказывает свое мнение, и дискуссия о положении женщины в общественной жизни далека от решения. Тс права, которые женщина получила при жизни Посланника Аллаха, не обязательно являются пределом ее чаяний. Ислам открыл в истории главу освобождения женщины, и ничто не препятствует продолжению этого освобождения в направлении еще большего равенства между мужчиной и женщиной, коль скоро нет положения в шариате, которое противоречило бы этому. Дело в том, что ислам привнес много важных изменений в жизнь арабского общества, но он также сохранил и реформировал многие обычаи, существовавшие до него.
На протяжении столетий - с XV но начало XX века - арабский мир находился в состоянии отсталости и застоя. Это был период резкого ухудшения ситуации в обществе, что сильнейшим образом отразилось на социальном положении женщины и обрекло ее на приниженный статую в
31 См.: ‘Абд ал-Хамид аш-Шавариби. Ал-хукук ас-сийасийа ли-л-мар'а фи-л-ислам.1987 С. 100-101. (, ***** -Vs-, ,X-Vi »1^*3
32 Вагабов М.В. Ислам и женщина. -М. 1968. С. 12.
33 Мавлютов P.P. Ислам. - М. 1969. С. 89.
18