2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................. 3
ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ И СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ВУЗА 16
§1. Социальная сущность и содержание образовательного поведения
молодежи............................................. 16
§2. Социально-профессиональная стратегия высшего учебною заведения и особенности ее воздействия на образовательное
поведение молодежи................................... 49
ГЛАВА II МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ВУЗА НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ И ЕГО
ХАРАКТЕР В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ................. 78
§1. Система показателей и методика исследования социальио-профсссионалыюй стратегии высшего учебного заведения и
образовательного поведения молодежи.................. 78
§2. Социально-профессиональные стратегии столичных высших учебных заведений и образовательное поведение молодежи города Москвы............................................ 109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................. 144
БИБЛИОГРАФИЯ.......................................... 149
ПРИЛОЖЕНИЕ.............................................. 161
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования
Современная ситуация в российском обществе характеризуется снижением количества молодежи старшего школьного возраста. В этих условиях возрастает значимость понимания особенностей образовательного поведения молодежи по отношению к высшему профессиональному образованию, на основании чего формируется социальио-професснональная стратегия высшего учебного заведения, обеспечивающая его устойчивое функционирование и развитие.
Необходимость - разработки стратегии учебного заведения определяется совокупностью объективных предпосылок. Среди них, в частности, выделяются: падение спроса на образовательные услуги в связи с демографической ямой на фоне избыточного предложения образовательных услуг отечественными ВУЗами; развитие новых образовательных технологий в высшем образовании; конкуренция со стороны университетов западных стран.
Для общества также важно знать то, какие специальности выбирают выпускники школ, поскольку на данный момент наблюдается ситуация перепроизводства одних (экономисты, юристы) и нехватка квалифицированных кадров технических специальностей во многих отраслях. Таким образом, для эффективного функционирования высшего учебного заведения особую роль приобретает соответствие его социальнопрофессиональной стратегии образовательному поведению молодежи.
Рассматриваемая в диссертации проблематика требует детального теоретического аначиза и построения методической схемы исследования. Большое внимание современные исследователи уделяют изучению молодёжных рынков труда, структуре занятости молодёжи, ее социальной адаптации, социального самочувствия, и др. При этом проблема образовательного поведения молодежи остается мало разработанной. В
17
в более зрелом возрасте уже усвоивших) общеобразовательные, профессиональные и культурные функции, подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей13. Данное определение дается с позиций процесса социализации, который, безусловно, является одним из важнейших в молодежном возрасте, и во многом определяющим. Этот период в развитии человека важен именно в силу того, что закладываются нормы и правила и осваиваются основные социальные роли.
B.И.Добрынина, раскрывая понятие «молодежь», учитывает психофизиологические, экономические и социальные критерии. По ее мнению, молодежь находится в стадии формирования организма и психики, то есть, это физически и духовно не окрепшая возрастная группа. Молодежь только вступает в жизнь, становится, но еще не стала материально независимой, самостоятельной группой. Для нее характерна незаконченность процесса социальной адаптации, несформированность системы ценностных ориентаций. В связи со всем этим молодежь выступает как наиболее динамичная часть общества14. Существенно важным, на наш взгляд, в этом подходе является то, что такие признаки характеризуют ее как некую инфантильную часть общества, которой свойственна неопределенность и спонтанность выбора.
C.Н. Иконникова, занимаясь проблемами социального и социальнопсихологического анализа молодежи, приходит к выводу о том, что: «молодежь является социально-демографической группой, внутренне дифференцированной в соответствии с классовыми и другими признаками, включающей молодых людей от 16 до 30 лет; их положение и роль в обществе, функции и виды деятельности, а также духовный облик, мировоззрение, интересы, ценностные ориентации, социальнопсихологические свойства обусловлены характером социально-
13 Лисовский В.Т. Эскиз к портрету: жизненные планы молодежи. - М., 1962 - С. 7
и Добрынина В.И. Воспитание личности - управляемый процссс7/Социальноо управление и молодежь. -Вып. 3.-М., 1969.-С. 28
экономической системы, общественными отношениями, этапом исторического развития, классовым положением»15. В этом определении появляются возрастные границы молодежного возраста и основные ментальные признаки данной возрастной группы. Однако безусловным минусом такого определения с современных позиций является тесная взаимосвязь с классовым подходом. Хотя это вполне объяснимо с позиции существовавшей тогда идеологии.
Большое внимание к изучению психологии молодежи как особой социально-демографической группы уделял И.С. Кон. Значительный интерес представляют его учебные пособия «Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности» и «Психология
старшеклассника». В конце восьмидесятых годов И.С. Кон дает определение категории молодежь, определяя ее как социально-демшрафическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств10. Более присгальное внимание этот автор уделяет такой стадии молодежного возраста, как юность. Он определяет, что слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает с одной стороны, завершение физического, в частности, полового созревания, а с другой - достижение социальной зрелости ,7.
H.A. Чистякова, во второй половине девяностых годов прошлого века, изучая социальные проблемы молодежи, определяет, что молодежь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют ее как самостоятельную (относительно других) социально-демографическую группу. Молодежь как особая
15 Иконникова С.Н. Молодежь: Социологический и социально-психологический анализ. — Л., 1974. - С. 53
16 Кон И.С. Молодежь.// Философский энциклопедический словарь. 2-е издУРед. кол.: Аверинцев С.С. и др. — М., 1989. С.-375
17 Кон И.С. Психология ранней юности.- М.: Просвещение, 1989. С.-7
- Київ+380960830922