Ви є тут

Социальное конструирование смыслов в теории координированного управления смыслообразованием

Автор: 
Ионова Оксана Евгеньевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
268828
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение 3
Глава 1. Научные предпосылки возникновения теории 17
координированного управления смыслообразованием
§ 1. Развитие представлений о роли языка в социальной жизни: 17
«лингвисти чески й поворот»
§2. Методология социального конструкционизма в изучении 42
социальной коммуникации
§3. Социологическая постановка проблемы конструирования 58
смыслов средствами языка
Глава 2. Интерпретация социального конструирования 71
смыслов в концепции Б. Пирса и В. Кронена
§ 1. Коммуникация как координированное управление 71
смыслообразованием
§ 2. Механизмы создания смыслов: ключевые концепты 85
§ 3. Прикладные описательно-аналитические инструменты 101
Глава 3. Становление и развитие теории 122
координированного управления смыслообразованием
§ 1. Институционализация теории и ее место в современном 122
социологическом дискурсе
§ 2. Особенности исследовательской позиции при изучении 132
социального конструирования смыслов
§ 3. Прикладное применение теории координированного 142
управления смыслообразованием
Заключение 150
Библиография 152
3
ВВЕДЕНИЕ
Проблему конструирования смыслов в социальной коммуникации можно отнести к одной из наиболее актуальных в постмодернистском дискурсе. В условиях формирования информационного общества объемы передаваемой и доступной для потребления информации растут, но при этом все большую популярность получает видение процесса коммуникации не как технической передачи сообщений от источника реципиенту, а как дискурсивного конструирования социальной реальности. В своей основе решение множества социальных, экономических, политических проблем сводится к налаживанию диалога и поиску взаимопонимания между различными заинтересованными сторонами, что делает теоретическое осмысление процессов формирования идей и мнений особенно своевременным.
Теория координированного управления смыслообразован нем (КУС), разработанная американскими социологами Б. Пирсом и В. Кроненом, является результатом переосмысления и синтеза современных концепций, в которых коммуникации отводится роль института создания и формулирования социальных смыслов. Допущение о возможности социального конструирования смыслов связано с постмодернистским представлением о смысле как результате взаимодействия между авторами, читателями, слушателями текстов, которое распространяется и на межличностную, и на институциональную коммуникацию. В теории КУС предлагается оригинальное видение коммуникации как координированного управления смыслообразованием, в соответствии с которым события и объекты социальных миров являются не внешними, объективными сущностями, а продуктом социальных действий, существование которых зависит от их реконструирования в паттернах коммуникации.
Предложенный в концепции Б. Пирса и В. Кронена описательноаналитический инструментарий дает возможности целенаправленного
смыслообразования. Ограниченность прикладного потенциала КУС заключается, прежде всего, в недостаточной развитости прогностических возможностей: применение разработанных в данной теории подходов позволяет проанализировать сложившуюся ситуацию, но не дает достаточных инструментов для выявления сценариев дальнейшего развития взаимодействия.
Основные положения и выводы работы были опубликованы в пяти научных статьях, а также легли в основу докладов на научных конференциях, в частности, на III Всероссийском социологическом конгрессе «Социология и общество: проблемы и пути взаимодействия», на VIII Дридзевских чтениях в 2008 г., на IX Конференции Европейской
социологической ассоциации в 2009 г. в Лиссабоне, Португалия. Диссертация обсуждена на кафедре Социологии МГИМО (У) МИД РФ 23 июня 2010 г. (протокол № 5) и рекомендована к защите.
17
Глава 1. Научные предпосылки возникновения теории координированного управления смыслообразованием
§1. Развитие представлении о роли языка в социальной э/сизни: «лингвистический поворот»
Проблема взаимосвязи языка и общества традиционно занимает значимое место в социогуманитарных науках. В социальной жизни язык играет роль универсального кода общения, связывающего всю систему межличностных и межинституциональных отношений. Язык видится как ключевое условие формирования человеческого сообщества как такового: сама социальная жизнь становится возможна благодаря наличию коммуникативных связей между членами общества, в значительной степени основанных на использовании языка. Традиционно общетеоретические, философские концепции сопровождаются по крайней мере обозначением функций языка в жизни человека и общества, а зачастую опираются на анализ языка как ключевого явления социальной жизни.
В данном исследовании представлены результаты анализа современных теоретических подходов к осмыслению того, как в процессе коммуникации люди определяют реальность, снижают неуверенность, координируют деятельность, формируют отношения, выражают мысли, чувства, представления. Понимание языка как элемента смыслообразования помогает объяснить, как в обществе формируются идеи, как люди взаимодействуют путем обмена знаками, словами и предложениями, как создается социальное в процессе этого обмена.
Социальный характер языка делает его инструментом включения человека в общество, инструментом налаживания социальных связей. С социологической точки зрения первостепенный интерес представляет именно эта функция языка как инструмента социализации, создания и залога существования интерсубъективного мира.