Ви є тут

Теория прогресса в творчестве П.Л. Лаврова

Автор: 
Больдюсов Сергей Александрович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
273938
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение..................................................................3
Раздел 1. Периодизация творчества П.Л.Лаврова в контексте его взглядов на социальный прогресс............•........................................13
Раздел 2. Концептуализация проблем социального прогресса в трудах П.Л. Лаврова................................................................42
Раздел 3. Традиции изучения социального прогресса в современной отечественной социологии.................................................76
Заключение..........................................................106
Список используемой литературы
113
Введение
Актуальность темы исследования
Современное российское общество переживает период радикальных реформ. Их цель - создать гражданское общество и правовое государство. Сложные, противоречивые и болезненные процессы глобальных реформ затрагивают все без исключения стороны жизнедеятельности общества и требуют тщательного их осмысления.
Современные взгляды на процессы, происходившие в России XIX в., становятся несколько шире видения тенденций исторического развития страны, главенствующих в науке до недавнего времени. И это неизбежно придает рассматриваемым явлениям прошлого иную перспективу, иной масштаб, нетрадиционное содержание.
Нынешняя реформация в истории нашей страны не первая. Аналогичные проблемы стояли перед русским обществом и во второй половине XIX века. Именно в это время внутри народничества, идейной платформой которого было признание самобытности русского социально-экономического строя и возможности миновать в России стадию капиталистического развития как регрессивную, происходит зарождение субъективного (этико-психологического) направления российской социологии1. Представителями этого направления были П.А. Лавров, Н.К. Михайловский, H.A. Кареев.
Петр Лаврович Лавров, один из крупнейших представителей субъективной социологии, будучи ученым широкого плана, на протяжении всего своего творчества обращался к анализу социальных явлений и процессов, искал приемлемые пути их разрешения. На формирование его теории оказали значительное воздействие не только его революционно-демократические убеждения, но и идейно-политические концепции, и прежде
' Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. Минск, 2000. С. 31.
2. Теория социального прогресса П.Л. Лаврова содержит научный анализ духовной и идейной направленности социальных процессов, который позволяет определить патологические явления и процессы происходящие в обществе. Им были заложены основы теории личности, нравственности и эстетики, солидарности, позволяющие объективно оценивать социальные явления и процессы с точки зрения их позитивного или негативного влияния на социальную жизнь, которые важны для современной России, ищущей пути своего возрождения и вхождения в цивилизованное мировое сообщество.
3. Главным в теории прогресса Лаврова является рост и усиление солидарности, насколько она не мешает развитию сознательных процессов и мотивам действия личностей. Солидарность, по Лаврову, это общность людей с присущими им привычками, интересами, аффектами, убеждениями. Выделяя три формы солидарности и рассматривая их эволюцию, ученый вводит такие важнейшие категории, как «культура», «цивилизация», «мысль». Эти понятия являются связующим звеном двух главных элементов прогресса -«солидарного общежития» и «сознательных процессов». То есть в представлении Лаврова, объективными признаками прогресса являются рост солидарности в обществе и усиление сознательных процессов в личности.
4. Центральное место в теории прогресса Лаврова занимает проблема личности. По Лаврову, критически мыслящая личность - это не просто энергичный человек, который только стремится к формированию нового общественного идеала, но это человек, который старается его воплотить в жизнь, постоянно борющийся с отсталостью общественной жизни, общественным «злом» во всех его проявлениях.
5. Идеи П.Л. Лаврова, особенно его взгляды на социальный прогресс, актуальны для нашего современного общества, когда на исторической
авансцене все большую роль играют страны, где наилучшим образом решаются проблемы существования человека.
Научно-практическая значимость исследования
Положения и выводы диссертации могут быть полезны при подготовке специальных учебных курсов по истории русской социологической мысли, социологии личности, этносоциологии, культурологии, социологии религии. Социологические идеи ПЛ. Лаврова, в частности, концепция социального прогресса, могут быть использованы в государственном строительстве, при проектировании социальных моделей общественного развития, в воспитательной работе с молодежью.
Апробация работы
Результаты исследования докладывались и обсуждались на аспирантских семинарах, на межвузовских научных конференциях «Некоторые проблемы социально - политического развития современного российского общества» в 2001 - 2003 годах, на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы», проходившим в Москве 30 сентября - 2 октября 2003 года, нашли отражение в авторских публикациях. Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и истории социологии социологического факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского и рекомендована к защите.
Структура диссертации определяется в соответствии с целью и задачами исследования и состоит из введения, трех разделов, заключения и списка используемой литературы.