Ви є тут

Индикативно-кластерный анализ качества культурного потенциала молодежи в полиэтнической среде современной России : социологический аспект

Автор: 
Давлетшина Диля Мустафовна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2011
Артикул:
303173
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................4
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования качества
культурного потенциала молодежи......................................
§ 1. Качество культурного потенциала молодежи как объект
социологического исследования.................................. 24
§2. Качество культурного потенциала современной молодежи в
контексте индикативно-кластерного анализа.......................61
§3. Концептуальные основы анализа качества культурного потенциала молодежи в многонациональной среде:
множественность парадигм...................................... 101
§4. Базовые этнокультурные ценности как индикатор качества
культурного потенциала молодежи................................128
Глава 2. Теоретические основы использования индикативно-кластерного анализа качества культурного потенциала молодежи в современном
полиэтническом регионе...............................................
§ 1. Социально-экономические факторы качества культурного потенциата молодежи в ракурсе индикативно-кластерного
подхода........................................................174
§2. Социально-политические факторы качества культурного
потенциала современной молодежи в полиэтнической среде 215
§3. Качество интеллектуально-нравственного потенциала
современной молодежи в поликультурном пространстве..............242
Глава 3. Оценка эффективности качества культурного потенциала молодежи полиэтнического региона в свете индикативно-кластерного подхода................................................................................................................
3
§1. Управление качеством культурного потенциала молодежи в
полиэтнической среде............................................273
§2. Прогностическая модель повышения качества культурного потенциала молодежи региона (на примере Республики Татарстан). 309
Заключение............................................................339
Список использованной литературы......................................355
Приложения............................................................377
38
функций. Это связано с тем, что в структуре феномена культуры, наравне с социальным, выделяется и духовный уровень.
К.Манхейм в своей работе "О специфике культурно-социологического познания" рассматривает эти уровни как несовместимые, отдавая роль общего знаменателя, который наука "вклинивает" между этими полюсами, мировоззрению человека1.
Для всестороннего изучения таких многогранных объектов как личность, культура, культурный потенциал мы можем применить разработанный ученым Ю.М.Резником интеграционалистский подход. Он основывается на синтезе социологического, психологического, антропологического подходов. Такой комплексный подход позволяет рассматривать человека как многоуровневую систему - физическую, психическую и социальную, изучать "интеграционные" ("интегральные") связи и процессы, пронизывающие собой все другие явления человеческой жизни. Они являются одновременно биологическими (по своему происхождению) и социальными (по способу бытия), психическими (по своему "внутреннему" строению) и культурными (по содержанию). Мы сможем изучить человека в социальном плане, как интеграцию личности (как субъекта деятельности), культуры (как универсального способа осуществления деятельности) и социальной организации (как формы его совместной деятельности)2. Так мы сможем преодолеть поход к личности исключительно как к субъекту общественных отношений и учесть ту внутреннюю интуицию познания себя, основанную на глубинной внутренней работе, связанную с собственно человеческой природы.
Опираясь на основы интсграционалистского метода, мы можем использовать очень актуальные в современной гуманитарной мысли неогуманистические концепции в исследовании вопросов культуры.
1 См.: Манхейм К. О специфике культурно социологического познания. - М.: Университетская книга, 2000. -С.290.
2 Резник Ю.М. Личность и общество П Личность, культура и общество. Избранные статьи. - 2000. -Т.2. - Вып.3. - С. 13.
39
Предполагается, что одним из важнейших аспектов преодоления глобального духовно-нравственного кризиса является новое понимание гуманизма, основанное на идее коэволюции и 1*уманистической антропологии Э.Фромма1. Идея неогуманизма может стать отправной точкой в решении социальных проблем. В данной работе автор определяет понятие "культура1' и "культурный потенциал" основываясь именно на постнеклассическом типе рациональности. Он выстраивает знание с учетом структур повседневного мира и не противопоставляет человека как познающего субъекта объективному миру, а напротив, признает его частью этого мира и фактором, влияющим на современные эволюционные процессы, а, соответственно, несущим определенную ответственность за результат.
Сам неогуманизм связан с ключевым понятием всех гуманитарных исследований - феноменом культуры, так как именно он представляется как основополагающее свойство человеческого мира. Именно культура так называемая "искусственная среда" отделяет человека от животного. Однако очень часто, можно сказать традиционно, под культурой подразумевают некую "тварность" - способность человека производить предметы, не присущие живой природе и собственно сами артефакты. Самое распространенное определение культуры из более 500 имеющихся - это совокупность материальных и духовных ценностей человека, созданных в процессе исторического развития. Напрашивается метафора - "Смысловая метла, заметающая не разбирая все, что человечество "натворило" за тысячелетия своего существования". Но все ли созданное человечеством можно назвать культурой? Современная эпоха требует иного отношения к этому миру.
"Особенностью всех догуманистических подходов является то, что они базируются на том или ином "дочеловеческом" типе детерминизма и дело сводится у них не к человеческому развитию, а, в конечном счете, лишь к
1 Фромм, Эрих Зелигманн. Душа человека, ее способность к добру и злу = The Heart of Man, its genius for good and evil (1964)/ Перевод В. А. Закса. — Москва: ACT, Астрель, 2010. — 256 с.