Ви є тут

Социологические аспекты евразийства : Критический анализ

Автор: 
Смоленинов Алексей Павлович
Тип роботи: 
Критический анализ
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
153
Артикул:
195189
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................3
РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ИДЕЙНЫЕ
ИСТОКИ ЕВРАЗИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ........13
РАЗДЕЛ II. ЕВРАЗИЙЦЫ О ПОЛИТИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА......................................50
РАЗДЕЛ III. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
ЕВРАЗИЙСТВА И СОВРЕМЕННОСТЬ..........89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................138
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
143
ВВЕДЕНИЕ
Современное российское общество находится на переломном этапе своего исторического пути. Это трудный, противоречивый и болезненный процесс радикального реформирования всех сторон общественной жизни -экономической, политической, социокультурной. В условиях общественных преобразований активизируется интерес к богатейшему наследию русской общественной мысли, особенно к тем его страницам, которые были в предшествующие десятилетия или забыты или сознательно зачеркнуты как «идеологически вредные» течения. К их числу относятся и евразийство -идеологическое течение, возникшее и развивавшееся в среде патриотически и демократически настроенной эмигрантской интеллигенции в 20-30-е гг. XX в.
С самого начала евразийство было не только комплексом теоретических концепций, имеющих свои исторические и философские корни, но и идеологией, программные установки которой требовали определенного выхода в практику. Главным, жизненным «нервом» движения была идея, что Россия и населяющие ее народы представляют собой особый «евразийский мир», Континент Евразию, которому предопределено особое место в человеческой истории, предначертан особый исторический путь и своя миссия.
Свои историософские рассуждения евразийцы подкрепляли географическими, этнографическими, историческими и иными теоретическими аргументами. Они были высокообразованными и широко эрудированными людьми, но никто из них не специализировался в достаточно узкой сфере социологии. Можно ли в таком случае говорить о наличии специфической евразийской социологии и тем более об актуальности ее в современных условиях? По нашему мнению, на оба эти вопроса можно дать положительные ответы.
14
академий и т.п. В действительности их было гораздо больше, особенно в первые годы эмиграции. В Праге, Париже, Берлине, Белграде, Софии, Харбине, других центрах эмиграция создавала различные научные общества, учреждения, учебные заведения. Интеллектуальная жизнь эмиграции характеризовалась напряженными раздумьями о судьбах России, поисками выхода из создавшейся ситуации.1 Наряду с конкретно-политическими вопросами, интенсивно обсуждались общефилософские, культурнорелигиозные проблемы, причем наряду со старшим поколением в дискуссии активно вступала и молодая научная поросль эмиграции.2
Несмотря на отдаленность и отделенность от России, они были едины в своем стремлении сохранять живую преемственность русской культуры, не оторваться от корней своего духовного родства. Именно такая укорененность и обеспечила высокий теоретический уровень русских философов в эмиграции. Всемирно известны имена H.A. Бердяева, C.J1. Франка, Н.О. Лосского, В.В. Зеньковского и многих других. По весьма значительным является вклад наших соотечественников-эмигрантов в развитие социологической науки. Среди них - П.А. Сорокин (1889-1968), Г.О. Гурвич (1894-1965), Г.П. Федотов (1886-1951), II.С. Тимашев (1886-1970). Отдавая дать уважения этим выдающимся ученым, не следует забывать и другие теоретические направления и течения, которые по-своему
1 См.: Ахиезер A.C. Эмиграция из России: культурно-исторический аспект // Свободная мысль. 1993. №7; Омельченко II.А. В поисках России: о духовнополитическом развитии послеоктябрьской эмиграции // Политические исследования. 1994. №5; Бирман М.А. Российские интеллектуалы-эмигранты в Болгарии 20-30-х гг. И Новая и новейшая история. 2002. №1, и др.
2 См.: Бондарева Е.А. Религиозная мысль русского Зарубежья об исторических судьбах России // Вопр. ист. 2001. №9; Пронин A.A. Эмиграция и православие // Росс, истор. Журнал. 2000. №3; Косик В.И. Молодая Россия в эмиграции // Славяноведение. 2000. №4, и др.