Оглавление.
Введение..................................................................3
Глава 1. Историко-научные и личностные основания развития социологии революции, как специальной отрасли социологических знаний...............................................................15
1.1. Исторический обзор основных взглядов на революцию и предпосылки формирования социологии революции........................................ 15
1.2. Революционная деятельность П.Л.Сорокина и её влияние на проблематику научных исследований ученого...............................................39
1.3. Социологическая публицистика П.Л.Сорокина. Первые опыты научного осмысления революционного процесса.........................................64
Глава 2. Теоретическая реконструкция социологии революции П.Л.Сорокина: основные положения и проблемы..........................82
2.1. Социология революции: объект, предмет, задачи и теоретико-методологические основания..................................................................82
2.2. Причины возникновения революции и характеристика её основных этапов.... 94
2.3. Развитие основных положений социологии революции в научном наследии П.Л.Сорокина 1926 -1939гг............................................... 126
Заключение..............................................................149
Список литературы.......................................................156
2
Введение.
Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968) считал, что социальное согласие является одним из основных показателей качества человеческого существования, а его отсутствие говорит о том, что общество или социальный институт находятся в состоянии кризиса. За прошедшие более чем полвека с того времени, как П.А.Сорокин писал свои труды, человечеству не только не удалось достигнуть социального согласия на глобальном и локальном уровнях, но и появилось множество острых проблем и противоречий, требующих незамедлительного решения. При этом в эпохи глобальных социальных перемен обостряется интерес к обобщающим описаниям исторического процесса, к историческим метарассказам, так произошло и с революциями. Революция как специфическое явление общественно-политической жизни имеет глубокие исторические корни и входит составной частью в фундаментальную проблему человечества - применение насилия ради достижения определенных целей. Современные, «новые», «цветные» революции вновь заставляют исследователей возвращаться к историческому опыту прошлых веков с целью поиска объяснительных схем и моделей, несмотря на то, что мода на постмодерн не способствует систематизации образов и фактов в какой-либо системе координат, предполагающей поступательность исторического развития.
В настоящее время в отечественной социологии появляется достаточно большое количество работ, посвященных творчеству П.А.Сорокина. Тем не менее, социологическая концепция революции, занимающая весьма значительное место в его творческом наследии, является практически неисследованной. Это связано с
3
Глава 1. Историко-научные и личностные основания развития социологии революции, как специальной отрасли социологических знаний.
1,1. Исторический обзор основных взглядов на революцию и предпосылки
формирования социологии революции.
Роль социально-политических революций в развитии общества нельзя недооценивать, они оказывают влияние не только на политический и социальный строй того или иного государства, но и на развитие социальных наук. К.Каутский, оценивая влияние революций на общество, считал, что «...в древнем мире переселение народов играло такую же роль, как в Новое время революции».1 Так например, после Великой Французской революции выдвигается задача осмысления истории как целостного процесса (хотя бы в национально-государственных границах), при этом именно период Великой Французской революции внес в общечеловеческий лексикон такие понятия и слова, как «революция», «революционная справедливость», «террор», «права и свободы гражданина и человека», «враг народа» и др. В словаре, изданном во Франции в 1796 г., «слово «террорист» имеет положительное наполнение, и многие лидеры революции гордились, когда их за их «решительность» и пламенную веру в «революционную справедливость» именовали террористами2». Французская революция не только дала импульс развитию революционной идеологии, но и сделала революции предметом научного изучения. Именно тогда возникла теория прогресса человеческого общества, изложенная в работе Кондорсэ Ж.А. «Эскиз исторической
1 Каутский К. Происхождение христианства. М.: Политиздат, 1990. С. 182.
2 Ермаков С.М. Понятийные аспекты терроризма, С.53 //Терроризм -угроза человечеству в XXI веке. М.:
Ин-т востоковед. РАН, нзд-во «Крафт+», 2003. С.49-61.
картины прогресса человеческого разума» (1794), в которой он четко сформулировал положение о месте революций в историческом процессе: « все говорит нам за то, что мы живем в эпох}' великих революций человеческого рода. Кто может лучше нас осветить то, что нас ожидает... чем картина революций, предшествовавших и подготовивших настоящую?.. И для того, чтобы счастье, которое эта революция нам обещает, было куплено возможно менее дорогой ценой, чтобы оно распространилось с большей быстротой на возможно большем пространстве... разве не необходимо изучить в истории прогресса человеческого разума препятствия, которых надлежит опасаться, и средства, которыми нам удастся их преодолеть?»1 Ж.А.Кондорсэ считает, что прогресс без революций невозможен* таким образом, изучение прогресса подводит к изучению революции, однако обобщенной «картины революции» в книге Ж.А. Кондорсэ нет, теория революции не была им создана.
Первая попытка создать общую теорию революции принадлежит французскому роялисту, публицисту и политику, графу Антуану Франсуа Клод Феррану (1751-1825), автору книг «Рассуждения о социальной революции (1794) и «Теория революций, сравнение главных событий, их источника и последовательности, с общей аналитической таблицей»(1817). А.Фсрран выделяет революции в природе и в обществе, к последним относятся все известные ему крупные социальные потрясения, начиная с эпохи Древнего Востока и до Французской революции (например, в России он выделяет революции Бориса Годунова и Петра Первого). Им предложена первая классификация революций: от социальных он отличает религиозные и политические революции. Политические революции в свою очередь, могут осуществляться тремя способами:
1 Кондорсэ Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936. С. 15-16.
16
- Київ+380960830922