Введение .............................................................3
Глава 1. Культурализм как основной подход Ф.Знанецкого к изучению реальности............................................................9
§ 1. Место социологии и философии в концепции культурализма
Ф.Знанецкого...................................................15
§ 2. Значение концепции культурализма Ф Знанецкого для мировой
социологической мысли..........................................37
Глава 2. Основные категории социологической теории Ф.3нанецкого50
§ 1. Социальное действие.......................................51
§ 2. Социальные отношения......................................72
§ 3. Социальные роли...........................................75
§ 4. Социальные группы ........................................81
Глава 3. Методологическая концепция Ф.Знанецкого ....................87
§ 1. Категория человеческого коэффициента......................94
§ 2. Аналитическая индукция...................................100
§ 3. Метод анализа личных документов..........................105
Заключение..........................................................119
Библиография........................................................123
Приложение № 1. Биография Ф.Знанецкого............................. 134
Приложение № 2. Исследуемые процессы и методы их познания в
работе «Польский крестьянин в Европе и Америке».....................137
Приложение № 3. Типология ценностей в социологической теории
Ф.Знанецкого........................................................138
Приложение N8 4. Ф.Знанецкий, У.Томас «Методологические заметки» (полный авторский перевод главы из работы У.Томаса и Ф.Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке»............................139
2
Введение.
Актуальность темы исследования.
Актуальность исследования идей известного польского ученого Ф.Знанецкого обусловлена несколькими причинами. Во-первых, его методологический подход позволяет выйти на новый уровень рассмотрения социальных процессов, так как первичным материалом в таком подходе становится восприятие социальной реальности действующими субъектами. Такой подход предполагает переосмысление познавательных возможностей качественных методов исследования в целях их дальнейшего развития и ориентации на решение новых задач, стоящих перед современной Россией. Знанецкий изучал проблему адаптации людей к новым социальным системам, которая в настоящее время стоит остро не только перед Россией, но и перед другими странами. Методология польского ученого позволяет исследовать не только проблему адаптации, но и возникновение новых ролей и отношений и распад старых, преобразование социальных ценностей и т.п., происходящих в результате крупных общественных преобразований.
Во-вторых, особенностью большинства российских учебников по истории социологии является упоминание имени Ф.Знанецкого рядом с именем У.Томаса в связи с их совместной работой “Польский крестьянин в Европе и Америке” Несомненно, эта работа сыграла в научной жизни Знанецкого значительную роль, но помимо нее у польского социолога было издано много других, не менее интересных работ, которые оказали влияние на социологию, как в США, так и в Европе и внесли немаловажный вклад в развитие и становление социологии на Западе.
В-третьих, в современной российской социологии, вследствие ее оторванности в течение многих десятилетий от западной социологии, вплоть до настоящего времени ощущаются пробелы в изучении крупных социологических работ XX века. В последние 10-15 лет этот вакуум постепенно заполняется, в том числе переводами классиков социологической мысли и современных исследований, но многие
3
социокультурной среде.1 Параллельно он работал над книгой «Реальность культуры», которая была издана в 1919 г. и в которой доминирует философская проблематика. Также и в дальнейшем философское творчество Знанецкого идет параллельно с его работой в области социологии. В книге 1922 г. «Введение в социологию»2 он вновь представил свои общефилософские идеи; в 1928 г. вышла его статья. "Цели философского синтеза“3.
Философское кредо польского ученого формировалось в атмосфере, которую можно назвать антипозитивистской. В начале XX века позитивизм продолжал играть важную роль, особенно в естественнонаучной среде, однако социальные науки уже не ориентировались столь широко на естественные науки как образец строгого, «истинно научного» знания. Знанецкий отмечал, что одним из источников новой философии стала растущая пропасть между научными достижениями и потребностями современных людей, которым приходилось сталкиваться с моральными, религиозными, этическими и т.п. проблемами. Философская мысль обратилась к проблемам ценностей. Мир перестал восприниматься как гармоничное целое и предстал как хаос. Интеллектуальная атмосфера была пронизана идеей кризиса культуры и необходимости общей культурной перестройки4.
Какие философские направления и школы стимулировали философские искания раннего Знанецкого? Молодой ученый был хорошо знаком с работами У. Джемса и школой прагматизма вообще, проявил интерес к трудам Бергсона («Творческая эволюция» была переведена им на польский язык), неокантианцев (он внимательно изучал труды Риккерта и
1 К теме польской эмиграции он обращался и раньше. В частности, ей посвящена одна из его статей «Statystyka wychodzstwa» (Статистика эмиграции)/М/ychodzca Polski// Warszawa, 1911 г.
2 Znaniecki F. Wstep do socjologii. Poznan: Panstwowe Wydawn. Naukowe. 1922.
0 Znaniecki F. Zasady syntezy filozoficznej // Przeglad filozoficzny. 1928. V.1. S.5-8.
4 Znaniecki F. Cultural Reality. Chicago: University of Chicago Press. 1919. P.11.
17
Виндельбанда). Самого Знанецкого нельзя причислить ни к одному из вышеупомянутых направлений, хотя их влияние на его творчество, несомненно, прослеживается Он выстраивал собственную философскую систему, но она лишена законченной формы, отчасти потому, что его интересы переключились на социологию.
В начале своей научной карьеры Зианецкий критиковал натурализм, считая, что ни при каких условиях естественнонаучные методы не могут быть использованы в качестве основы философии. Он утверждал, что реальность дается нам вместе с деятельностью, то есть, как он называл этот феномен, она всегда имеет практическую сторону. В статьях 1912 г. ученый утверждал, что как бы люди себе ни представляли мир, им всегда приходится иметь дело с построениями своего разума, с трансформацией эмпирических данных: «Все, что мы имеем, существует только благодаря существованию людей, то есть всех нас, которые живут в обществе и конструируют знание»1. Ученый назвал такой подход гуманистическим и соглашался в данном вопросе с представителями прагматизма. Он считал, и не без оснований, что эта проблематика стала основной для философии того времени.
Для Знанецкого та реальность, которую создают люди, является не психологическим, а историческим и культурным феноменом. Он ВВОДИТ 8 свою философскую систему понятие ценности, одно из центральных в неокантианстве. Заметим, что исследователи наследия ученого отмечают некоторую неясность его положений по этому вопросу, но большинство считает, что он рассматривал ценностное начало как нечто абсолютно превалирующие над миром вещей. «Ценности, - писал Знанецкий, - должны рассматриваться не как отдельная категория, а как высшая категория обобщенной формы интерпретации мира
1 Szacki J. F.Znaniecki: a Philosopher Turned Sociologist // The Contribution of F Znaniecki to Sociological Theory. Milano: Franco Angeli, 1993. P.20.
2 Znaniecki F. Zagadmenie wartosci w filozofii // Przeglad Filosoficzny. Warszawa. 1910. S.52.
18
- Київ+380960830922