Ви є тут

Этнорелигиозный экстремизм как социальное явление в российском обществе : На примере Северокавказского региона

Автор: 
Русанова Ольга Анатольевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274575
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение................................................................3
Глава I. Теоретические основания социологического исследования
этнорелигиозного экстремизма как социального явления в контексте социокультурного пространства северокавказского региона........13
§ I. Методологические вопросы анализа этнорелигиозного экстремизма и
агрессивного ваххабизма в исламе...............................13
§ 2. Русская историко-социологическая традиция исследования особенностей этнических общностей Северного Кавказа..................................36
Глава II. Экстремистская ревизия ислама на Северном Кавказе как угроза
социокультурной идентичности народов данного региона...........51
§ 1. Исламский компонент в социокультурной идентичности народов
Северного Кавказа..............................................51
§ 2. Кризис коллективных идентичностей на Северном Кавказе как один из
результатов системной трансформации российского общества 67
§ 3. Сущность ваххабизма и его отношение к исламским традициям на
российском Северном Кавказе....................................94
Глава III. Этнорелигиозный экстремизм на Северном Кавказе в контексте
угроз российскому обществу на этапе модернизации..............105
§ 1. Геополитический фактор в причинном континууме этнорелигиозного
экстремизма на Северном Кавказе...............................105
§ 2. Этнорелигиозный экстремизм как одно из проявлений оппозиции
«глобализация - локализация» и препятствие для модернизации российского общества..........................................114
Заключение.............................................................132
Список литературы......................................................140
Глоссарий..............................................................152
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена целым рядом обстоятельств, как глобального, так и локального характера, влияющих на социально-политические и социокультурные процессы в нашей стране и в мире.
Захлестнувшие страну в последние пятнадцать лет процессы социальной дезинтеграции и дестабилизации ставят перед наукой задачу их изучения с целью объяснения и выработки практических рекомендаций. Нынешний этап трансформаций российского общества и становления подлинной демократии в стране не возможен без качественного социологического осмысления опыта последних лет и прогноза развития социальных процессов. Межэтническое противостояние, этносепаратизм, национал-шовинизм, религиозный экстремизм и терроризм стали заметной реальной угрозой не только стабильности российского общества, но и безопасности страны. Кроме того, эти социальные явления сказались на геополитическом положении страны и её авторитете на международной арене. Задачи дальнейшей экономической и технологической модернизации, демократизации страны и становления гражданского общества не могут быть решены без преодоления социетального кризиса, нынешнего характера социальных противоречий, без снижения напряженности в межэтнических, межконфессиональных отношениях, без борьбы с экстремизмом и терроризмом.
Проблема экстремизма в стране обострилась с середины 80-х годов прошлого века, а ныне она заставила обратить на себя внимание государства и общества. Как признал Президент РФ В.В.Путин, «у нас много проявлений различного рода, с которыми раньше страна не сталкивалась, и
14
идеологии.6 Благоприятной почвой для расцвета экстремизма являются экономические и социальные кризисы в стране, бедствия и обнищание населения, социальные, национальные, религиозные и иные конфликты, грубые нарушения демократических прав и свобод, крушение былых нравственных ценностей и состояние аномии, авторитаризм, тоталитаризм, фашизм, расизм и т.д. Социальную базу экстремизма чаще всего образуют люмпены, маргиналы, отдельные слои студенчества и интеллигенции, представители национальных и религиозных меньшинств. В политическом плане экстремизм выступает против сложившихся общественных структур и институтов, пытаясь подорвать их стабильность; в идеологическом плане экстремизм отрицает всякое инакомыслие, пытаясь жестко утвердить свою систему политических, идеологических или религиозных взглядов, навязать их оппонентам любой ценой. Конкретными и наиболее наглядными формами проявления экстремизма являются терроризм, вооруженная партизанская борьба, фашистские и расистские погромы и т.д. Экстремизм проявляется как с «правых», так и с «левых» позиций. Из многочисленных форм экстремизма обычно выделяют политический, религиозный, националистический, экологический.
Определение социального экстремизма как приверженности крайним взглядам и мерам, проявляющимся в соответствующем поведении, при том, что такой экстремизм может обнаруживаться во всех сферах человеческой активности7, едва ли можно признать удовлетворительным. Это понятие включает в себя неограниченный круг объектов; такое расширительное толкование экстремизма не позволяет выявить его специфику.
В настоящем исследовании мы исходим из того, что этнорелигиозный экстремизм является социальным явлением. Под его знамена часто встают люди, склонные к девиантному (отклоняющемуся) поведению.
6 Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.
7 Социологическая энциклопедия. / Под ред. И.В.Иванова. М., 2003. - С. 798-799.
15
Социологическая теория пока не разработала единого подхода к изучению отклоняющегося поведения. Концепция социализации, сформулированная представителями чикагской школы (А.Коэн и др.)8, основана на утверждении, что отклоняющемуся поведению люди обучаются в процессе освоения культуры определенных групп. Индивиды, социализация которых происходит в такой социальной среде, где преобладают и считаются нормальными ценности, располагающие к девиации, становятся носителями отклоняющегося поведения. Согласно теории аномии (Р.К.Мертон)9, если индивиды имеют общие цели, но узаконенные средства для достижения этих целей доступны не всем в равной мере, или вовсе недоступны определенным социальным группам, то в обществе следует ожидать высокий уровень отклоняющегося поведения. А.Коэн, Р.Клоуард и Л.Олин, рассматривая процессы, посредством которых индивиды в определенных группах воспринимают образцы девиантного поведения, объединили мертоновскую теорию отклонения с концепцией девиации как передачи культурных норм.
Теоретики конфликта культур утверждают, что образцы поведения в данной социальной системе являются отклоняющимися, если они оцениваются на основании стандартов других культур. Авторы концепции стигматизации («клеймения») Э.Леммерт, Г.Беккер, Э.Гофман утверждают, что образцы девиантного поведения в данной социальной системе являются следствием негативной социальной реакции10.
С точки зрения социального контроля (Э. Дюркгейм) при нормальных условиях социальной организации действия индивидов регулируются социальными нормами и поэтому девиация минимальна. Однако в условиях социальной дезорганизации нормативный контроль ослабевает, открывая возможности для девиантного поведения. Выделяются четыре механизма
* Cohen Л.К., Short J.J., Jr.Juvenile delinquency. In R.K. Merton & R.A. Nisbet (Fds.), Contemporary Social Problems. N.Y. 1961.
9 Merton R.K. Social theory and social structure. N.Y. 1968.
10 Дюркгейм Э.О. О разделении общественного труда. / Пер. с фр. А.Б.Гофмана. М., 1996.