Ви є тут

Социальная справедливость: социологический анализ

Автор: 
Аргунова Вера Николаевна
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2005
Артикул:
195224
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Глава I. СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ЦЕННОСТЬ
§ 1. Ценности как факт духовной жизни человека и общества 21
§2. Формирование ценностей 36
§3. Социальная справедливость как мера равенства и свободы 80
Глава II. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ЦИВИЛИЗАЦИОНЫЕ ТИПЫ
СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ 102
§1. Социальная справедливость в доиндустриальном и индустриальном обществах 107
§2. Западный и восточный типы социальной справедливости 130
§3. Социальная справедливость в современную эпоху 154
Глава III. СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ В РОССИИ:
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ОБЩЕИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ 186
§ 1. Российская цивилизационная специфика социальной справедливости 187
§2. Российские модусы исторических типов социальной справедливости 239
§3. Социальная справедливость в современном российском обществе 294
Заключение 328
Библиографический список 333
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Социальная справедливость относится к числу социальных явлений, сопутствующих человечеству на протяжении всей его истории. Еще древние люди сталкивались с проблемой поиска компромисса между индивидуальным и коллективным интересами, вырабатывая наиболее приемлемые формы поведения посредством моральных запретов и предписаний. По мере усложнения социальных связей эта задача становится все более насущной и непростой. Возникают новые механизмы поиска взаи-моудовлетворяющих решений: политика и право. Вес сферы совместной жизнедеятельности людей — экономическая, политико-правовая, социальная, культурная — имеют свою логику развития, тем не менее они объединены общей центральной идеей — социальной справедливостью.
В различные периоды истории, в разных странах не всегда использовался именно этот термин, но присутствовала идея, суть которой заключается в том, чтобы, сохраняя общественный порядок и согласие, насколько возможно защитить достоинство каждого члена общества и сохранить уважение к нему. Понятие «социальная справедливость» имеет «драматическую судьбу» из-за активного его использования в политических идеологиях. В социалистических теориях оно занимало центральное место, наполнялось революционным уравнительным смыслом, поэтому сложилась прочная увязка следующих понятий: социализм = равенство = социальная справедливость. В противовес выдвигалась либеральная формула: капитализм = свобода = социальная справедливость. В первом случае произошла подмена социальной справедливости равенством. Идеологическое по своей сущности противопоставление одинаково важных Д1Я общества и человека ценностей — равенства, свободы, справедливости — не приносит пользы, поскольку они не исключают и не взаимозаменяют друг друга, а предполагают.
Внимание к социальной справедливости обостряется в то время, когда общество сопровождают социальные потрясения, когда рушится сложившийся социальный порядок. В стабильные, относительно спокойные времена
шемуся в более простых условиях и, следовательно, неэффективному в данной ситуации31.
Тем не менее подобные факты не дают основания, на наш взгляд, экстраполировать понятия, характеризующие исторические формы общественного сознания, на современные формы духовной жизни32. Несомненно, основные стадии филогенеза присутствуют в свернутом виде в любом онтогенезе, будь то общество или индивид. Более того, периодически наблюдается временная «реинкарнация» предшествующих доминантных форм духовной жизни, однако они при этом несут новое социальное содержание и выполняют новые функции, т. е. восстанавливаются в превращенном виде, лишь внешне напоминая своих исторических предшественников. Мы полагаем, разделяя позицию С. Лангер, что существует принципиальное различие между первобытной и цивилизованной ментальностью, сравнимое с различием между наивным и критическим мышлением33.
Рассмотрев структуру, функции и уровни существования ценностей, приступим к выявлению институциональных основ ценностных суждений.
51 Ахиезср А. С. Архаизация в российском обществе как методологическая проблема П Обществ, науки и современность. 2001. Да 2. С. 89.
’г Среди исследователей повседневного сознания чрезвычайно популярна идея А. Ф. Лосева, уподобляющая человека мифу (см., напр.: Лобок А. М. Антропология мифа. Екатеринбург, 1997). Д. С. Ахиезер утверждает, что в российском социуме архаика — не достояние истории, а явление повседневности (Ахиезер А. С. Указ. соч.). I'. В. Осипов фактически обозначает как социальное мифотворчество все идеи и теории. которые не могли быть воплощены в реальной жизни (Осипов Г. В. Социальное мифотворчество и социальная практика. М., 2000).
” Лангер С. Философия в новом ключе: Исследования по символике разума, ритуала и искусства. М., 2000. С. 162.
36
§ 2. Формирование ценностей
і
V .
I
В каждую эпоху люди обладают определенным образом мира, специфическим мировидением, и ведут себя не только и даже не столько в соответствии с внешними обстоятельствами, сколько в зависимости от той картины мира, которая утвердилась в их сознании. Эти глубинные поведенческие модели укоренены в унаследованных системах ценностей, являющихся важной составной частью мировоззрения, что позволяет представить духовную жизнь как собственно человеческую историю. Включенность ценностей в мировоззрение придает им соответствующую форму и определяет содержа-
*
ние. Общеисторический процесс эволюции доминирующих способов осмыс-
*_ •
ления мира тесно переплетен с развитием соотношения индивидуального и общественного. С одной стороны, наблюдается их неизбежное расхождение, с другой — стремление к сближению, поиск соответствующих своему времени и месту взаимоприемлемых решений.
Не все ценности, появившиеся в процессе индивидуальной и общественной жизнедеятельности, становятся частью ценностной системы. Понятие «ценностная система» означает некую целостность, завершенность, последовательность, свою логику формирования. Эта логика представляет собой диалектическое взаимовлияние трех групп факторов. Во-первых, историческая эпоха придает форму и общую направленность как мировоззрению в целом, так и ценностной системе. Во-вторых, характерные черты эпохи имеют цивилизационное преломление. В-третьих, ценностная система и мировоззрение имеют актуальный дискурс.
Институциональные основы ценностной системы
Ценностная система, которой располагает то или иное общество, созидается им здесь и сейчас, но также — имплицитно заложена его историей и явлениями, которые на языке исторического материализма называются объективными факторами исторического процесса. В современной науке для
г