Оглавление
Введение.............................................3
Глава I. Теоретико-методологические основания исследований проблемы агрессивности п деструктивности
1.1. история вопроса.................................12
1.2. основные теории агрессивности...................26
Глава 2. Теории агрессивности и деструктивности в психоаналитической социологии
2.1. классический психоанализ (3. Фрейд).............46
2.2. социокультурный психоанализ как метод исследования агрессивности и деструктивност и...............•.............65
1 лава 3. Теория деструктивное ги Эриха Фромма
3.1. основные положения теории ......................90
3.2. конструктивная оценка и критика наследия Э. Фромма но проблеме................................................122
Заключение...........................................134
Библиография
137
1
Введение
.Актуальность темы исследования. Проблема агрессивности и деструктивности в психоаналитической социологии имеет не только огромное теоретическое, но и социально-практическое значение. Современный этап развития человечества требует синтеза старых и разработки новых философско-методологических и концептуальных основ человеческой агрессивности и деструктивности как источника многочисленных социальных, национальных и др. конфликтов. Ьолее того, обществу реально необходимы эффективный механизмы защиты от агрессивности и деструктивности во всех ее формах А это, в свою очередь, предполагает глубокое к всестороннее знание природы человеческой агрессии, источников и мотивации человеческой агрессивности и деструктивности.
Среди причин, которые заставляют современных исследователей-социологов искать новые методологические решения, процесс дальнейшего развития и постоянного приращения конкретно-научных знаний С той норы, когда в начале в 20 века 3 Фрейд поставил проблему агрессии, сделаны серьезные шаги в раскрытии социобнологнческнх механизмов агрессии. В частости, в отношении проблемы агрессивности за последние 20 - 30 лет накоплен такой огромный фактический материала в области биологии, этологии, психологии. социологии, антропологии, этнографии, который нс умещается в старые теоретико-методологические схемы Существует объективная необходимость В выработки системного подхода к проблеме агрессивности и деструктивности. Особый интерес заслуживает концепция агрессивности и деструктивности Эриха Фромма, которая полемизирует с концепцией агрессии в классической психоанализе, этологии и др. теориях. Фромм рассматривает агрессию не только как форму поведения личности, но и как форму социального поведения людей, групп, народов. Агрессивность и деструктивность - свойства нс только личности. но и общества и развития цивилизации в целом Огромный материал из различных областей знаний - философии, социологии, психологии, антропологии. истории, комплекса естественных наук, делает концепцию Э. Фромма пер-
1«
ствии возникновение серьезных теоретико-методологических проблем. Некоторые из утих трудностей были детерминированы спецификой самою предмета познания, не позволявшего в полной мерс воссоздавать реальные жизненные ситуации посредством экспериментальных методов. В роли доминирующих методов изучения в этот период были провозглашены наблюдение и эксперимент - традиционные методы естествознания, а сама исследовательская работа строилась главным образом на основе результатов и выводов, полученных в .табора горни.
Стремясь к максимальной объективное ni, исследователи строили свой научный поиск но образу и подобию естественнонаучных дисциплин: выдвигая гипотезы, отрабатывая экспериментальные методики, квантифицируя полученные результаты и подвергая их при этом тщательному статистическому тестированию и верификации. При этом преимущественно опирались на тс выводы, которые могли быть подтверждены экспериментом. Оформившись на рубеже 60-х годов, такая методологическая установка получила впоследствии широкое распространение, а в 70-е годы была усилена еще и за счет широкою использования разнообразных методов корреляционного анализа большого - массива статистических данных. Также исследователи агрессии активно используют метод моделирования, эффективность которого значительно усиливается в результате применения компьютеров.
Экспериментально-лабораторная методология внесла серьезный вклад в изучении природы и сущности человеческой агрессивности. Хотя некоторые результаты исследований носят спорный характер, позволяют осуществлять неоднозначные. а иногда и просто полинаправленные интерпретации Многие методологические проблемы не получили должного решения, и актуальность их сохраняется и в современной гуманитарной науке. Особую озабоченность ученых в этом плане вызывает корректность установления причинно-следственных связей, а также мера достоверности результатов и выводов экспериментальных исследований.
Объект исследования социологии и психологии по своей природе значи-
1 См Siann G. Accounting foi Aggression, respectives on Agression and Violence Boston. 1985. P 159; 165
15
только отличаются от естественнонаучных дисциплин. г)ю главным образом «человекоразмерные» объекты. В силу этого исследования, осуществляемые в рамках классической естественнонаучной парадна мы, оказываются не всегда адекватны описываемым актам человеческою агрессивного поведения Болес того, выводы об агрессивности, формулируемые лишь на основе наблюдений за ес внешневыраженнымн, открытыми проявлениями, обладают принципиальной неполнотой, что также должно учитываться при определении результатов исследований. формулировке гипотез и концепций. Точность исследований значительно повышается при учете всею содержания внутреннею мира человека: сознательное и бессознательное, смыслы, идеалы и ценности, эмоциональные переживания, внутренние мотивы агрессивных актов, их осмысления и опенки
Описание агрессии как деяния, осуществляемого отдельно взятыми индивидами. «изолированными, гомогенными и одинокими», вырванными из реального социокультурного и исторического контекста, богатства социальных связен и отношений, характеризуется принципиальными недостатками ! 1ри таком подходе неправомерно сужается сама предметная область исследований В современной науке необходимой предпосылкой реализации традиционной установки на получение объективно-истинных знаний о человеке становится требование экспликации ценностей.1
Трудность и ограниченность использования экспериментальнолабораторных методов изучения человеческой агрессивности, породили у части исследователей неоправданно оптимистические прогнозы в оценке возможностей сравнительною анализа агрессивности животных и человека. Успехи социальной этологией, которая действительно внесла крупный вклад в описание важнейших закономерностей поведения животных и человека, сыграли большую роль в явном преувеличении возможностей данного метода. 11а наш взгляд, социальная этология убедительно продемонстрировала пределы собственных возможностей, в том числе и определенные ограничения на нсследона-
См Степин В С Научное познание и ценности техногенной цивилизации И Вопросы философии. 1989. • №10.; Философия, наука, цивилизация. М.. 1999.
- Київ+380960830922