Ви є тут

Место школьного этапа в процессе социализации молодёжи в России

Автор: 
Рашимас Андрюс Витауто
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
159
Артикул:
195186
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение_________________________________________________________ 2
Глава 1. Теоретические основы исследования процесса 14
социализации
1.1. Актуальные теории социализации в западной и 14 _ российской науке
1.2. Факторы, механизмы и агенты социализации 44
Глава 2. Школьный этап процесса социализации личности 83
2.1. Институт школьного образования как наиболее 83 эффективный фактор социализации
2.2. Структура и задачи новой школы в России ___________122
Заключение_____________________ _ 143
Таблицы_________________________________________ 147
Литература 154
Приложение Роль церкви в процессах социализации
Введение.
Актуальность. Отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими социальными институтами; социальную политику в области образования; образовательные учреждения как социальные организации - называется социологией образования. Процессы становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, в любом исторически-конкретном обществе, составляют объективные условия формирования социальной реальности. Их содержание постоянно видоизменяется, и поэтому их научный анализ остаётся актуальным для любого общества любой исторической эпохи. Особую актуальность избранной теме диссертационного исследования придаёт то обстоятельство, что социализационные процессы в современном мире протекают в специфических условиях, для которых характерно всё усложняющееся воздействие на человека множества разнохарактерных и разнонаправленных факторов. С одной стороны, на процессы социализации оказывает существенное влияние общемировая тенденция к смене парадигм социального развития, обусловленная развитием информационных технологий, быстрым, как никогда ранее, внедрением достижений науки и техники в повседневную жизнь людей и, как следствие этого, с глобализацией всех сторон жизни. С другой стороны, процессы формирования социальной реальности усложняются под воздействием происходящей трансформации геополитической ситуации, когда на наших глазах совершается переход от существовавшего двухполярного мира с двумя крупнейшими державами мира - СССР и США - к новому, многополярному миру с явно выраженной конфессиональной и этнической основами.
Изучение процесса социализации как фактора формирования социальной реальности представляется особенно важным ввиду быстро меняющегося характера социальных связей в современном обществе. Если для сравнения
Глава 1. Теоретические основы исследования процесса социализации
1.1. Актуальные теории социализации в западной и российской науке.
Социализация как процесс превращения объекта социального познания в субъект познания социальной реальности всегда составляла один из главных объектов философского и социологического анализа. Современные концепции социализации возникли не вчера, они являются продолжением предшествующих учений, без обращения к которым они не могут быть поняты. Путь, который прошла наука, до того как социологическое знание оформилось в систему и стало наукой, можно условно начать с античности.
Античная философия, религия, идеи Возрождения к концу XVII века вылились в Европе в идеи прогресса и гуманизма. Всеобщая безграмотность, стагнация в науке из-за религиозных догматов, требовали перемен. Чешский учёный и философ-гуманист эпохи Возрождения, крупный общественный деятель Ян Амос Коменский (1592-1670), восстал против догматов средневековья и увидел в личности совершенное творение природы. Придавая огромное значение воспитанию и образованию, он считал обучение обязательным для каждого человека. Коменский первым в истории ввёл принцип природосообразности в воспитании, согласно которому объективно существующее природное равенство людей и одинаковая потребность каждого индивида в умственном и нравственном развитии есть залог успехов всего человечества. Кроме того, учёный обнаружил наличие ряда закономерностей в учебно-воспитательном процессе, в чём остаётся удивительно близким нам сегодня. Поставленные им перед обществом почти 400 лет назад самые насущные задачи общегосударственной школы -плановое обучение с учётом возрастных особенностей, обучение на родном языке, преимущества классно-урочной системы перед всеми другими -сохраняют своё значение по сей день.
В главном своём труде «Великая дидактика» Я.Коменский попытался дать ответы на те вопросы, которые продолжают волновать современную науку.
14
Так, говоря о родителях, учёный отмечал, что они большей частью не имеют ясного представления о том, чего они ждут от своих детей; что родители нанимают учителей, задабривают их подарками, увольняют одних, нанимают других, но также напрасно как и с некоторой пользой; что учителя, в большинстве своём, не знают, как надо учить, поэтому постоянно меняют метод, зря теряя время при этом и затрачивая усилия. А между тем, писал Коменский, учеников можно довести до вершин наук без скуки и побоев, а как бы играя. При этом Коменский, подчёркивая важность процесса обучения для всякого государства, приводит слова Диогена-пифагорейца: «Что составляет основу всякого государства? - Воспитание юношей»7. На многочисленных примерах Коменский показывал, что человека, для того чтобы он стал человеком, необходимо формировать. Это, по его словам, касается и тупых, и даровитых, и богатых и бедных, и начальствующих и подчинённых. Формирование же человека легче всего происходит в раннем возрасте. Наибольший эффект приносит совместное обучение и потому, заключает Коменский, обществу нужны школы.
В школах того времени опыту, как критерию знаний, не придавалось большого значения. Впервые открыто заговорил об этом другой яркий представитель эпохи Возрождения, англичанин Джон Локк. Учёный эпохи заката феодализма, свидетель рождения после переворота 1688 года конституционной монархии, Джон Локк явился основоположником эмпирико-материалистической теории познания - как выражения компромисса между новыми и прежними отношениями в обществе.
Учению средневековых неоплатоников о врождённых идеях, Локк противопоставил свою теорию опыта. Он утверждал, что знания и идеи происходят из мира чувств, из опыта. А так как чувства, опыт, зависят от внешних обстоятельств, то и развитие личности, её социализация, во многом зависят от системы и способа воспитания. То, что опыт, а не врождённые идеи, служат главным средством педагогического воздействия и,
7 Цит. По: Кларин В.М., Джуринский Л.Н. Педагогическое наследие. - М., Педагогика, 1987, с.27.
15