Ви є тут

Теоретические направления зарубежной социологии образования (по материалам англоязычных источников)

Автор: 
Иванова Виктория Анатольевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
167
Артикул:
195085
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................3
ГЛАВА 1. СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ
СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК ................................15
1Л. Институционализация социологии образования как отрасли социологической науки.................................15
1.2. Положение социологии образования в ряду наук, изучающих образование...........................................38
1.3. Основные выводы.......................................58
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ЗАРУБЕЖНОЙ
СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ.....................................61
2Л. Морализм как раннее направление социологии образования.64
2.3. Институционализм в социологии образования.............77
2.3. Функционалистские концепции социологии образования....87
2.4. Конфликтологические концепции в социологии образования... 112
2.5. Образование в контексте микросоциологии..............133
2.6. Основные выводы......................................142
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................145
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ.........................................150
2
Введение
Актуальность исследования теоретических направлений современной социологии образования обусловлена потребностью в целостном научном осмыслении общественной системы образования, в определении се роли в процессах социального развития, в выработке адекватных подходов в образовательной политике.
Развитие национальных систем образования в XX веке сопровождалось критикой в отношении концептуальных основ и недостаточ-»
ной отдачи образовательной политики1. Принципы и цели этой политики нередко ограничивались педагогическими или управленческими подходами, недостаточно учитывающими социальную сущность и обусловленность образования, не были связаны с социально-научной концепцией образования. Решение общенаучных проблем образования, исследование его функций и структур относится к компетенции социологии образования, в чем и выражается ее методологическая роль в отношении других дисциплин, изучающих образование.
Потребности научной и социальной практики ускорили рождение и развитие социологии образования во многих странах. Среди них США продемонстрировали самый широкий спектр исследуемых тем, активность научно-общественной жизни, разнообразие научных школ и сильное идейное влияние на развитие отрасли в других странах.
1 Coleman J. S., et. al. Equality of Educational Opportunity. Washington, D.C., 1966; Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире. М., 1970; Illich I. Deschooling Society. N.Y., 1971; Karier C. J., ct. al. Roots of Crisis: American Education in the 20,h Century. Chicago, 1973; Bourdieu P., Passeron J.-C. Reproduction in Education, Society and Culture. L., 1977; Суд над системой образования: Стратегия на будущее. М., 1991; Наука, культура, образование на рубеже XXI века. СПб., 1995; Mannheim К. Diagnosis of Our Time. L., 1997.
з
Глава 1. СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
1.1. Институционализация социологии образования как отрасли социологической науки
Понятие «институционализация» применяется в оценке тех процессов развития социологии образования, в результате которых данная отрасль социологической науки приобретает нормативные (относительно ясные и разделяемые большинством ее специалистов) теоретические представления об объекте и предмете исследования, базовом категориальном аппарате, положении в составе более общей научной области и взаимосвязях со смежными научными областями1'.
Необходимой чертой институционализации отрасли считается выработка в ней крупных теоретических концепций, соответствующих масштабу и границам ее объекта — образования как социальной системы. Наличие таких концепций может и должно служить:
- базой предметного единства отрасли,
- теоретическим основанием для концептуальных моделей эмпирических социологических исследований образования,
- отправной точкой в дальнейшем теоретическом развитии отрасли, включая процессы образования новых внутриотраслевых направлений и проблемных областей,
- предпосылкой реализации социально-практического потенциала социологии образования как научной отрасли в сфере образовательной политики и организационного управления.
Анализ социально-исторических и идейных предпосылок зарож-
7 В данном параграфе рассмотрены социально-исторические и научно-организационные предпосылки и обстоятельства институционализации социологии образования. Анализу формирования ее методологических оснований посвящен второй параграф первой главы.
15
дения социологии образования во многом объясняет последующую динамику теоретического развития этой отрасли социологии. Такой^ анализ позволяет выявить обусловленность динамики и состояния научной отрасли социальными процессами и движениями, а также сложными взаимодействиями смежных отраслей социальных исследований. Сложная совокупность этих предпосылок, процессов и движений предопределяла как темпы формирования социологии образования, так и характер ее основных теоретических направлений.
Процесс институционализации социологии образования не был однозначным и однонаправленным ни в плане ее отраслевой принадлежности, ни в отношении временной динамики ее формирования в разных странах.
В нашей литературе А. М. Осиповым было высказано мнение, со ссылкой на анализируемые зарубежные источники, что зарождение социологии образования как отрасли в составе социологической науки относится к рубежу ХТХ-ХХ веков18. Это мнение встретило возражение в работе Г. Е. Зборовского и Е. А. Шуклиной. В основе возражения лежит утверждение, что конституирование отрасли можно отсчитывать не раньше, чем с 1920-х годов - времени институционализации эмпирической социологии и ее общественного признания (не ранее времени расцвета Чикагской социологической школы)19.
Ые ставя точки над «Ь> в вопросе о времени возникновения отрасли, считаем необходимым заметить, что аргументом в пользу первого из приведенных мнений служат не только факты массового издания учебников и широкого распространения учебных курсов по социологии образования в университетах ряда стран. В первую очередь, значимым фактом является выработка относительно целостных и разделяемых представлений о предназначении отрасли, ее методологиче-
18 Осипов А. М. Общество и образование.
19 Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Указ. соч. С. 13.
16