Ви є тут

Социологическое образование в России

Автор: 
Штапова Ольга Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000264042
179 грн
Додати в кошик

Вміст

План работы.
— Введение - с. 4
— Раздел I. Формирование социологического знания
в России - с. .9
— Раздел II. Институционализация социологического образования, основные этапы его развития - с. г>2
-- Заключение - с. ■///
— Список литературы - с.
1
Введение.
Общая характеристика работы.
Актуальность темы исследования.
До конца XX и начала XXI века остается совсем немного времени. Для нашей страны начало и конец уходящего столетия отмечены бурными и драматичными событиями , повлекшими за собой коренные перемены во всех без исключения сферах общественной жизни, и прежде всего -гуманитарной. Характерно, что и в том, и в другом случае, на волне происходящих перемен активно развивался процесс институционализации социологии - науки, изучающей функционирование и развитие общества. Именно в эти периоды времени социологическая наука делала качественные шаги в своем развитии, именно в кризисные моменты в обществе рождался повышенный спрос на социологическое знание. Вследствие этого активно разворачивался процесс институционализации социологического образования - неотъемлимой части более широкого процесса институционализации социологии. Но в целом судьба социологического образования в России оставалась трудной и прерывистой, столь же непростой, как и судьба самой науки. В результате, несмотря на достаточно успешное утверждение социологии в качестве учебной дисциплины в системе социогуманитарных наук за последнее 10-летие, процесс становления социологической культуры, формирования социологического мышления в обществе идет медленно. Низкий уровень социологической культуры, формирование которой является главной целью социологического образования, способствует тому, что в обществе легко распространяются различные популистские, социально не обоснованные мифы и прожекты, уводящие по ложному пути, углубляющие кризис, а системные, научно обоснованные программы реформ отсутствуют. События, переживаемые Россией на современном этапе, усиливают потребность в социологическом
также быть использованы в дальнейших исследованиях , посвященных проблемам социологического образования в России.
Апробация работы.
Основные положения диссертации изложены автором в двух публикациях . О теоретических выводах , методологических подходах и практических результатах , содержащихся в диссертации, докладывалось на теоретических семинарах и научно - практических конференциях кафедры социологии в 1996- 1998 гг.
Структура диссертации .
Цель и основные задачи, поставленные в диссертационном исследовании, определили структуру работы, которая состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы .
Раздел I.
Формирование социологического знания в России.
Развитие социальных идей в России, как и в мировой науке, имеет богатую историю. Формирование социологической науки, складывание социологических школ и направлений в нашей стране исследователи относят к середине XIX века. Социологическое знание выкристаллизовывалось из общего потока социальной мысли, постепенно обретая свой предмет и метод исследования.
Развитию социальной мысли способствовали процессы, происходившие, прежде всего, в экономической сфере. В России второй половины XIX века эти процессы протекали наряду с болезненной ломкой крепостного уклада и повлекли за собой усложнение социальной структуры общества, дифференциацию интересов социальных групп. Как отмечает А.Н. Медушевский, "движение России по пути модернизации ставило перед общественной мыслью проблемы определения места страны в мировой системе отношений, выбора перспективных путей ускоренног о догоняющего развития".1 Таким образом, в России того времени сформировался своего рода "социальный заказ" на развитие социологии как самостоятельной науки.
Большинство исследователей отмечают, что концептуальное содержание дискуссий вокруг социологии, становление школ и направлений,- все находилось под влиянием активно распространявшихся идей Огюста Конта, Герберта Спенсера, Карла Маркса. Активно формирующаяся в России социологическая культура сочетала в себе как достижения западной социологии, так и самобытные черты, определяющиеся отечественными особенностями социально-культурной и политической жизни. Русскую социологическую мысль отличала долгая
Л Н Медушевский История русской социологии. Учебное пособие для вузов. Российский государственный социальный институт, Москва. Высшая школа. 1993, с. 269