Ви є тут

Теоретико-методологические императивы модернизации института образования : Социологические подходы

Автор: 
Шевченко Наталья Исмаиловна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
1998
Артикул:
1000248362
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..............................................................3
Глава 1. Теоретические и методологические основы социологии образования
1.1 Социологические аспекты образования..............................20
1.2 Традиционные методологические подходы
в социологии образования и их ограниченность.....................53
1.3 Проблемы социологии образования
в свете современной картины мира.................................69
1.4 Теории отношений и состояний в структуре
методологических оснований социологии образования................90
Глава 2. Социология образования с позиций теории отношений
2.1 Роль связей в образовательных процессах....................... 115
2.2 Качественное многообразие связей в обучении................... 129
2.3 Отношения связи, обособленности, детерминации
в социальной обусловленности образования....................... 144
Глава 3. Синхронные и диахронные отношения в образовательных структурах
3.1 Синхронный срез социологии образования........................ 153
3.2 Диахронный аспект социологии образования...................... 183
3.3 Однозначная и многозначная обусловленности в обучении..........222
Глава 4. Роль теории состояний в социологии образования
4.1 Состояния покоя и изменения в социологии образования ..........235
4.2 Линейность и нелинейность изменений
в образовательных процессах.....................................257
4.3 Проблема цикличности образовательных процессов.................275
Заключение.................................................... 288
Библиография....................................................297
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Образование - важнейший ресурс социально-экономического и духовного обновления России. К концу XX века человечество пришло с выдающимися научными и технологическими достижениями, коренным образом изменившими уклад жизни. Бурное развитие научно-технического прогресса, превращение науки в непосредственную производительную силу, возникновение качественно новых политических, экономических и социальных механизмов, стимулирующих инновационное поступательное развитие общества, предъявляют небывало высокие требования к адекватной социализации человека и прежде всего к его образованию.
I фактически во всех цивилизованных странах мира идет перманентный и напряженный процесс совершенствования национальных систем образования. Разворачивается, набирает силу образовательная реформа и в нашей стране. Государственная политика Российской Федерации в области образования базируется на современных общенациональных социально-экономических и гуманитарных целях развития страны с учетом ведущих мировых тенденций, историко-культурных и образовательных традиций России. Главной целью дальнейшего развития образования является гармоничное развитие личности и творческих способностей человека, повышение интеллектуального и культурного потенциала страны. При этом особое внимание уделяется согласованности образовательной, научной, экономической и оборонной концепций развития России. Модернизация образовательных структур, процессов и технологий направлена на повышение качества обучения, на выработку у подготавливаемых специалистов широкой и целостной системы фундаментальных знаний, навыков и способности самостоятельного творческого мышления.
В этих условиях закономерно усиливается потребность во всестороннем и прежде всего социологическом осмыслении сложнейшего процесса реформирования образования как социального института./На первый план, по нашему
30
ними. Ограниченная узкоспециализированная рефлексирующая система просто не способна к подобного рода взаимодействиям.
Разочарование социальными институтами вообще и системой образования, в частности, приводит к тому, что люди начинают надеяться лишь на самих себя. Самопомощь в образовании принимает форму создания альтернативной школы, а домашнее образование становится доминирующим \
Любые альтернативные школы, системы домашнего обучения не могут заменить системы государственного образования. Конечно, различного рода частные учебные заведения являются необходимым дополнением к государственным, но лишь в том случае, когда функционируют в русле той социальной политики, которая проводится государством. Поэтому их появление не снимает общей проблемы: разработки концепции образования, которая адекватно отражает потребности общества на конкретном этапе его развития.
Вышеуказанные тенденции проявляются не только в США, но и в других экономически развитых странах. В значительной степени это связано с наличием ряда негативных тенденций в общественной жизни. Социологи отмечают, что во Франции появились признаки возникновения "культурной черной дыры", которая характеризуется ослаблением взаимосвязей между социокультурными группами, ростом отчуждения между ними, исчезновением сходных родственных черт. Как айсберги, отколовшиеся от ледников, они дрейфуют все дальше и дальше друг от друга. Вместо целостного общественного организма, скрепленного общими целями и идеалами, возникает "рассыпающееся" мозаичное общество с множеством стилей поведения, культурных норм, образов жизни. Возникающий вакуум коллективных ценностей, отсутствие цементирующей нацию идеологии, общего в
1 Cm.: Naisbitt J. Megatrends: Ten new directions transforming our lives. N. Y.: Warner books, 1982. Vol. VIII. 291 p. P. 144.
31
сущностных чертах коллективного сознания представляет своего рода "черную социологическую дыру" 1.
К сожалению, такие же центробежные тенденции в обществе характерны и для России. Современное положение в России и в бывших республиках Советского Союза характеризуется тем, что многие социальные институты старого общества были ликвидированы, а новые еще не появились. В результате население оказалось в состоянии, которое Эмиль Дюркгейм назвал аномией, то есть жизнью без легитимизированной системы правил и норм. В то же время сохраняется множество отношений, законов и норм, оставшихся от предшествующего общества (в том числе от царской России), что еще больше осложняет ситуацию. Особенно ярко эго проявляется в сфере образования, которая в условиях подобных коллизий всегда оказывается одной из самых незащищенных и уязвимых.
В 90-е годы кризис российского общества привел к кризису российского образования вообще и вузовского образования - в частности. Это проявилось, в частности, в наступлении на демократические традиции вузов (отказ от выборности руководителей вузов, ограничение прав ученых советов, сокращение самостоятельности вузов). Ухудшилось материальное положение вузов. В 1991 году более 70 % респондентов отметили снижение социальной защищенности преподавателей и студентов. В 1993 году более 80 % отметило возрастание оттока вузовских кадров, особенно молодежи. С 1991 по 1993 годы показатель сложности трудоустройства выпускников высшей школы вырос в 1,5 раза 2.
В данных условиях социологический анализ педагогических проблем является насущной необходимостью. В то время как общество находится в
1 См.: Cathelat Е. Ce qui, manque aux français, ce sont des grands projets fédérateurs. Magazine - Hebdo. P., 1984. 13 janv. N 18. P. 54.
2 См.: Ярская В.H. Высшая школа па пороге XXI века //Философия на рубеже веков. Санкт-Петербург, 1996.