Ви є тут

Конструктивистские теории нации и национализма в современной западной социологии

Автор: 
Кошман Анна Львовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
271236
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
ВВЕДЕНИЕ........................................................................3
ГЛАВА 1. КОНСТРУКТИВИСТСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЙ НАЦИИ И
НАЦИОНАЛИЗМА................................ .............................16
1.1. ПОНЯТИЯ НАШИ И HAI 1И0НАЛИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ............16
1.2. Э.ГЕЛЛИЕР О НАЦИИ КАК о СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ КОНСТРУКТЕ.................42
1.3. Б.АНДЕРСОН О «ВООБРАЖАЕМЫХ СООБЩЕСТВАХ» КАК О РЕАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЯХ.57
1.4. ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАЦИИ И НАЦИОНАЛИЗМА В ТРУДАХ Л.ГРИНФЕЛД......63
ВЫВОДЫ ГЛАВЫ 1..................................................................73
ГЛАВА 2. КОНСТРУКТИВИСТСКИЕ ТЕОРИИ OB УСЛОВИЯХ И ФАКТОРАХ ЗАРОЖДЕНИЯ И
РАЗВИТИЯ НАЦИИ И НАЦИОНАЛИЗМА............................................ 76
2.1. РОЛЬ КАПИТАЛИЗМА И ГОСУДАРСТВА В ПОЯВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ НАЦИИ У Э.Геллнера...76
2.2. Б. АНДЕРСОМ О РОЛИ КУЛЬТУРЫ И «ПЕЧАТНОГО КАПИТАЛИЗМА» В ПОЯВЛЕНИИ НАЦИИ И НАЦИОНАЛИЗМА...........................................................89
2.3. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ В ЗАРОЖДЕНИИ И РАСПРОСТРАНЕНИИ ИДЕИ НАЦИИ И НАЦИОНАЛИЗМА У Л.ГРИНФЕЛД.............................................................98
Выводы Главы 2.................................................................115
ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНОСТИ КОНСТРУКТИВИСТСКОГО ПОДХОДА И ЕГО ОГРАНИЧЕННОСТЬ В ИССЛЕДОВАНИИ НАЦИЙ И НАЦИОНАЛИЗМА...........................................117
3.1. ДОСТОИНСТВА И ВОЗМОЖНОСТИ КОНСТРУКТИВИСТСКОГО ПОДХОДА В ОБЪЯСНЕНИИ НАЦИИ и НАЦИОНАЛИЗМА.........................................................1 17
3.2. Ограниченность и противоречия конструктивистского подхода, в исследовании наций и
НАЦИОНАЛИЗМА.................................................................123
3.3. ОБЩИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ И ОГРАНИЧЕННОСТИ КОНСТРУКТИВИСТСКОГО ПОДХОДА...........................................142
3.4. ВОЗМОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКТИВИСТ СКОГО ПОДХОДА К НАЦИИ И11АЦИ011АЛИЗМУ в ОБЪЯСНЕНИИ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.....................157
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................170
БИБЛИОГРАФИЯ 174
3
Введение
В современном мире национальные вопросы продолжают играть существенную роль не только на уровне внутренней и внешней политики государства, но и в политических, социальных, экономических, межличностных областях жизнедеятельности каждого человека. Важнейшей проблемой современности являются национальные конфликты. Особенно остро вопросы национальной идентичности и межнациональных отношений стоят перед многонациональными государствами, в которых происходят значительные социальные, политические и экономические изменения, в том числе и перед Россией. Такие государства ставят перед собой задачу объединения многонационального общества, которая часто формулируется как объединение на основе национальной идеи, или как строительство новой нации. Подъем национальных движений, поиск новой национальной идентичности ставит перед исследователями целый ряд важных вопросов об истоках возникновения наций и национализма, о сущности природы этих явлений, о принципах и процессах образования и развития наций, а также о механизмах действия и возможных последствиях национализма.
Если западная социология за вторую половину XX века накопила значительный опыт в изучении социальных и политических аспектов происхождения и природы нации и национализма, то советская наука, ограниченная идеологическими рамками, была лишена возможности всестороннего развития исследований в данном направлении и знакомства с зарубежным опытом.
Со сменой политического режима и образованием нового российского государства политические аспекты наций и национализма, такие как возможности и механизмы формирования национальной идентичности и национальной общности, а также вопросы национализма как идеологии и политического движения, вышли на первый план. Опыт
17
национализма с помощью собственных, социологических, понятий и инструментария. Во Франции же большинство исследований остается областью изучения историков.
Особый всплеск национальной проблематики в социальных науках был отмечен в 80-90-е годы XX века. Так, Катрин Вердери отмечала, что «в течение 1980-х и 1990-х научная индустрия, построенная вокруг концепций нации и национализма, стала столь обширной и междисциплинарной, что этот фокус исследований может считаться приоритетным по отношению к другим»6. В начале 1990-х сгало появляться все больше работ, авторы которых ставили своей задачей гак или иначе систематизировать поток публикаций о национализме. Существует множество классификаций теорий наций, основанных на различных критериях. Однако, так или иначе, основной спор вокруг природы нации и национализма затрагивает два вопроса. Первым основанием для диспута является проблема самой природы нации: нация - это социальный конструкт, или нация — это общность, свойственная самой природе человека объединяться в сообщества, основанные на этничности или расовых характеристиках. Вторым основанием для дискуссии служит вопрос о том, является ли нация продуктом современности или она существовала (или была искусственно создана) до «модернизации» (раннего капитализма) общества. С точки зрения же автора данной диссертации, можно особо выделить и третью точку зрения, которая не рассматривает нацию ни как данность, ни как конструкт, а вообще отрицает ее реальность, считая понятие «нация» не соответствующим реальным сообществам. Итак, главным в классификации, предлагаемой автором данной работы, является вопрос о характере нации: нация как социальный конструкт; нация как исконная данность, обусловленная
Verdery К. Whither "Nation" and "Nationalism"?// "Daedalus", Summer 1993, page 37.
18
природой человека; нация как фикция. 11а этом основании, с точки зрения автора данной диссертации все имеющиеся работы можно разделить на три большие парадигмы: первая нации и наиионализм как конструкт ('конструктивистский подход), вторая нации и национализм как исконная данность, как выражение этничности (натуралистический подход), третья - нация как фальсификация, как фикция (инструменталистский и релятивистский подход). Возвращаясь к вопросу о появлении нации во времени, отметим, что в парадигме нации как изначальной данности он решается однозначно, исходя из самой постановки проблемы. Нации происходят из этничности, этничность уходит своими корнями в невидимое прошлое, вся история этничности повлияла на возникновение нации и, следовательно, вся история является значимой для исследователя. В видение нации как фикции и отрицании ее объективной природы вопрос о времени появления нации не имеет большого значения, так как если сама нация является ложной идеей, инструментом, чем-то, что на самом деле не существует, то вопрос о том, когда «сфальсифицировали нации» хоть и рассматривается, но не имеет принципиального значения. Несколько сложнее этот вопрос стоит для конструктивистской парадигмы, так как и внутри нес есть две различные точки зрения о времени формирования нации: либо нация явилась конструктом, сложившимся в результате некоторого периода времени до индустриальной эпохи, либо она, появившись в период модернизации, свойственна только эпохе современности. Однако все конструктивистские теории выдвигают в качестве истоков нации определенные события, датируемые, как правило, не ранее XVI века, которые повлияли на появление наций, будь то возникновение структурированных государств («первая модернизация») или индустриальная революция (модернизация). Поэтому, следуя логике классификации имеющихся теорий по их отношению к самой природе нации и национализма, автор