Ви є тут

Ценностные ориентации молодежи и характер их изменений в современном российском обществе : Теорет.-методол. аспект социол. анализа

Автор: 
Адеева И. В.
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1995
Артикул:
1000173838
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
3
Глава I. Методология исследования ценностных
ориентаций молодежи............................. 12
1. Потребности и социальные установки -каналы взаимодействия формирующейся
личности молодого человека и общества........... 13
2. Формирование ценностей и ценностных
ориентаций молодежи............................. 27
Глава II. Характер изменений ценностных ориентаций
молодежи....................................... 57
1. Особенности ценностных ориентаций в
сфере профессионального самоопределения 59
2. Семья как ценность в социальной
ориентации молодежи............................. 75
3.. Личная безопасность в системе
ценностных ориентаций ........................... 102
Заключение ................................................ 135
Литература ................................................ 141
Приложение...................................................................................................... 147
3
ВВЕДЕНИЕ
Современный период в России характеризуется системным кризисом состояния общества. Продолжается поиск механизмов, способных поставить страну на рельсы созидания и развития. Необходимы коренное оживление экономических механизмов, наряду с социальными, политическими, духовными, изменения условий жизни всех слоев общества.
Перемены, происходящие в обществе, накладывают свой отпечаток и на индивидуальный уровень, на все категории граждан, в том числе молодежь. Это влечет за собой переоценку стереотипов, норм и ценностей. Ценности, предлагаемые обществом, личность "усваивает" и "присваивает" избирательно. / Ценностные ориентации личности - есть особая сфера ■ сознания, проявляющаяся в фиксированных установках относительно тех элементов социальной действительности, которые для индивида представляют интерес и значимость.
Почему именно молодежь и ее ценностные ориентации являются наиболее актуальными и важными в современных социологических исследованиях? Ответ на этот вопрос вытекает непосредственно из специфики молодежи как группы общества, положение которой детерминировано его социально-экономическим состоянием. Молодежь в первую очередь реагирует на происходящие в обществе премены. На ее формирующемся сознании прежде всего отражаются процессы, происходящие в общественной жизни. Молодому поколению предстоит решать возникающие проблемы. От того, каких принципов, норм и • ценностей оно придерживается, во многом зависит успех или неудача предпринимаемых в стране попыток выхода из кризиса.
14
2) свойственные данному индивиду особенности форм психического отражения - эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли, памяти;
3) опыт личности (знания, навыки, умения, привычки);
4) направленность личности (интересы, стремления, идеалы, мировоззрения, убеждения, моральные качества, отношения к другим людям, к себе и к труду)’1.1 /
Ценностные ориентации относятся к четвертой подструктуре. Они взаимодействуют со всеми другими компонентами структуры личности, во многом определяют их содержательные свойства, выступают в качестве связующего звена, с одной стороны, между объективной социальной средой и индивидуальными сознанием человека. А с другой,- между его сознанием и деятельностью, поведением. Следовательно, ценностные ориентации имеют по отношению к другим элементам интегративный
характер, связывают структурные элементы личности в целостную систему.
/•“* ..
Именно о личности, ее ценностях и ценностных ориентациях, установках и жизненных планах идет речь ниже в этой главе.
Ориентация на ценности является характерной чертой человеческой жизни. В течение многовековой истории общества люди выработали способность выделять в окружающем их мире предметы и явления, которые приобрели для них особую значимость, и к которым они поэтому питали особое отношение: ценили и оберегали их, стремились к овладению ими, ориентировались на них в своих действиях и стремлениях. (
Первоначально ценности ограничивались сферой утилитарных отношений к природе и обществу. Единственным основанием для их
1 Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. С. 125-128.
15
различения был признак полезности./Люди ценили предметы природы, которые служили для них пищей. Они ценили животных, которых приручали и использовали в качестве орудий труда. Они ценили все, что создавали своим трудом, во что верили и чему поклонялись, что облегчало
им жизнь или по крайней мере казалось, что помогает жить, ограждает от
/
страданий, бед и несчастий. Эти начальные ценностные ориентации, • ценности и ценностные отношения людей к окружающему миру, как отмечает Л.М. Архангельский, с развитием общества претерпевали существенные изменения в процессе формирования насущных потребностей, стремления к их удовлетворению.’
Таким образом, в конкретных исторических обстоятельствах • формируется представление людей о благе, которое является наиболее обобщенным представлением о ценностях жизни и культуры. В одних случаях понятие о благе сводится к простой сумме материальных благ, в других - оно далеко не исчерпывается ими и ориентирует на удовлетворение духовных потребностей.
(в изучении ценностных ориентаций молодежи важно учитывать положение, что ценности нерасторжимо связаны с потребностями, интересами и целями человека. Потребности человека выступают основой его жизнедсятельсности. Именно потребности, являющиеся внутренним движущим началом активного отношения человека к миру становятся предпосылкой ценности.
Вопрос взаимосвязи потребности и ценности индивида подробно рассмотрен в работе "Формирование трудовых ориентаций молодежи" В.Л.
1 Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978. С. 5-6.