Ви є тут

Феномен доверия в российском обществе: социологические основы и диагностика

Автор: 
Плесовских Светлана Николаевна
Тип роботи: 
социологические основы и диагностика
Рік: 
2004
Артикул:
195150
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические проблемы феномена доверия. 12
1.1. Культура доверия в современном мире и в российской действительности. 12
1.2. Тенденции развития социальной психологии и их значение в изучении доверия. 17
1.3. Социальные корни и истоки феномена доверия. 20
1.3.1. Доверие в первобытных сообществах 20
1.3.2. Доверие на начальном этапе развития личности. 29
1.3.3. Доверие в структуре коллективного бессознательного. 38
1.4. Доверие как социальная проблема. 45
1.5. Социально-психологические аспекты доверия. 61
1.6. Стадии и механизмы формирования доверия в процессе развития личности. 70
Глава 2. Паблик рилейшнз и формирование атмосферы доверия в современном российском обществе. 78
2.1. Роль паблик рилейшнз в консолидации российского общества, как условия формирования в нем атмосферы доверия. 78
2.2. Стратегии взаимоотношений между властью и социальными группами российских граждан. 86
2.3. Доверие к личности политического лидера. 91
Глава 3. Анализ результатов эмпирического исследования доверия в современном российском обществе. 99
3.1. Программа и методы изучения доверия. 99
3.2. Отражение феномена доверия и недоверия в обыденном сознании граждан. 104
3.2.1. Неудовлетворенность потребностей в безопасности как причина недоверия. 115
3.2.2. Уважение к личности на основе ее правовой и материальной защищенности как условие атмосферы доверия в российском обществе.
122
3.3. Психологические аспекты доверия к политическому лидеру. 128
3.3.1. Анализ результатов исследования доверия граждан к личности политических лидеров (по материалам исследования в Москве и Московской области). 128
3.3.2. Анализ результатов исследования доверия граждан к кандидатам в Губернаторы Сахалинской области. 137
Заключение. 156
Список литературы. 163
Приложения. 176
20
можем только на основе теоретического реконструирования реальности. Доверие является очень древним феноменом, появившимся еще в первых человеческих сообществах. В связи с этим целесообразно анализировать это явление с учетом исторического контекста.
На преимущества феноменологического анализа психических явлений указывал еще К. Юнг. «Ввиду чрезвычайной сложности психических явлений, единственно возможной, сулящей успех, является (и будет оставаться таковой еще длительное время) чисто феноменологическая точка зрения» [158, с. 178]. Подходя к феноменологическому анализу психических явлений, К. Юнг ставит следующие вопросы: «откуда» происходят вещи и «что» они суть» [158, с. 178-179]. Учитывая богатство и разнообразие психических явлений, К. Юнг предпочитал описывать и по мере возможности классифицировать «свои находки», отдавая себе, отчет в том, что у описываемых явлений есть глубинная бессознательная сущность.
Анализируя явление доверия в нашей жизни, мы исходили из этих основных вопросов: откуда происходит доверие и в чем его суть? При этом считаем необходимым учитывать подсознательный потенциал феномена доверия. Для поиска ответа на вопрос о том, откуда происходит доверие, обратимся к исследованиям в области психоистории.
1.3. Социальные корни и истоки феномена доверия.
1.3.1. Доверие в первобытных сообществах.
В поисках путей и способов обеспечения эмоционального благополучия людей социальные психологи, прежде всего, психотерапевты, но не только они, все в большей степени направляют свой взор в прошлое человека, историю рода, трансгенерационные связи. Именно в прошлом человека и человечества кроются как причины многих психологических проблем современного человека, так и истоки возможного исцеления [33, 136, 152].
21
Доверие - очень древнее явление. Социальные корни и истоки его зарождения и формирования следует искать на заре человеческой истории.
Опыт совместной жизнедеятельности людей в доцивилизованный период времени насчитывает сотни тысяч лет. За это время в коллективном психическом пространстве сформировались феномены, определяющие стиль жизнедеятельности людей. В социально недифференцированных сообществах, выступающих коллективным субъектом деятельности, доверие и фал о одну из ведущих ролей.
Жизнь первобытного человека была полна опасностей. Природные явления, дикие животные, нападения соседних племен - все это уфожало жизни рода. Защититься от врагов и диких животных, сохранить огонь и принести добычу, можно было, только опираясь на поддержку сородичей. Безопасность с самого начала существования человеческого сообщества была коллективной.
Коллективное трудовое взаимодействие во время охоты осуществлялось людьми еще до развития сознания и речи. Коллективный характер охоты зачастую противоречил инстинктивным способам охоты за добычей. В процессе коллективной охоты разводились функции загонщика и собственно охотника. Загонщик не преследовал дичь, а отгонял ее от себя в сторону засады. С позиции индивидуальных потребностей он действовал вопреки инстинкту. Поведение загонщика было абсурдным, но приводило к успеху и добыче. Действия загонщика были опосредованы коллективными интересами и коллективным способом решения проблем. При этом каждый участник охоты зависел от успешных действий партнера [78]. Взаимопониманию, согласованности действия людей не могло не способствовать внутрифупповое доверие.
Американский исследователь Г. Гарфинкель определяет доверие как условие стабильных согласованных действий, помогающее людям интуитивно верно решать задачи в случае необычности условий протекания деятельности [26].