Ху
Содержание:
Введение..................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологический анализ концепции лояльности...........13
§1.1. Сравнительный анализ концептуализаций лояльности..................13
1.1.1. Прикладная теория лояльности в контексте социологической теории: ограничения и перспективы...........................................13
1.1.2. Лингвистические аспекты термина «лояльность».....................25
1.1. 3. Теоретический статус категории.«лояльность».....................30
1.1.4. Прикладные модели лояльности.....................................33
§ 1.2 Лояльность и содержательно близкие феномены: понятийные
разграничения..........................................................56
§ 1.3. Возможности и ограничения существующих концептуализаций
лояльности.............................................................80
§ 1.4. Структура многомерной модели лояльности..........................86
Глава 2. Модели институционализации лояльности в орг анизациях............93
§ 2.1. Модели создания и воспроизводства манипулятивной лояльности......96
2.1.1. Продолженная лояльность....................................... 97
2.1.1.1. Ограничительные сценарии продолженной лояльности: манипуляции пространством и временем, ресурсная зависимость...................97
2.1.1.2. Стимулирование' инвестиций со стороны работника: повышение цены ухода............................................................111
2.1. 2 Лояльность аффективного типа..................................117
2.1.2.1. Ограничительные механизмы аффективной лояльности: лимитирование санкционированных коммуникаций.....................117
2.1.2.2. Сценарии воспроизводства управляемой идентичности: поддержание
характеристик общности, властный ресурс групповой идентичности 119
2 1.2 2. а. Сценарии работы со сформированной идентичностью..........121
2.1.2.2.6 Сценарии работы с трансформируемой идентичностью...........127
2.1.2.2.в. Формирование групповой идентичности.......................128
2.1.3. Воспроизводство моральной (нормативной) лояльности............133
2.1.3.1. Сценарии принудительного формирования идентичности: инфраструктура подавления и управляемая экстраролевая активность 135
2.1.3.2. Добровольное принятие идентичности: персонифицированная референция и «институционализированное благоговение».............141
§ 2.2. Механизмы воспроизводства лояльности на уровне трудовых ценностей..........................................................151
2.2.1. Продолженная лояльность на уровне трудовых ценностей..........152
2.2.1.1. Отличительные особенности лояльности на уровне трудовых ценностей........................................................152
2.2.1.2. Длительность пребывания в организации: ограничения продолженной лояльности.......................................................157
2.2.1.3. Организационный оппортунизм: механизмы распознавания и перспективы инволюции............................................160
2.2.1.4. Распознавание потенциала нелояльности работника: инвестиции в
организацию и социальная сертификация................................162
2.2.2. Аффективная лояльность........................................173
Ску
2
2.2.2.1. Развитие ценностных оснований организационной лояльности: персонифицированная и генерализованная референция.................175
2.2.2.2. Потенциал профессиональной компетентности и профессионального
развития в формировании организационной лояльности...................178
2.2.3. Нормативная лояльность на уровне трудовых ценностей...........182
§ 2.3. Лояльность уровня культурных ценностей.........................191
Заключение........................................................... 199
Библиография........................................................ 206
Приложение 1. .Эмпирическая апробация многомерной модели лояльности............................................................ 224
Приложение 2. Основные понятия, используемые в работе (глоссарий)...284
Приложение 3. Гайд интервью...................................... 287
26
нет, и нередко они выступают как синонимы или как сходные конструкты. В научной литературе чаще встречается термин organizational commitment, в популярной - employee loyalty»1.
В проанализированной нами англоязычной литературе абсолютное большинство авторов использует термин «commitment»,, не прибегая к синонимичным заменам: Если обратиться к словарным определениям, то можно обнаружить следующие противоречивые тенденции: 1) при расшифровке «commitment» иногда используется «loyalty'», но практически не встречается обратная конверсия, в качестве синонима «loyalty» чаще используется «fidelity», а не «commitment» 2) несмотря на это, общесловарные определения термина «loyalty» семантически почти идентичны большинству установочных концептов ‘Лояльности^, в то время как трактовка «commitment» в прикладной теории существенно отличатся от «обыденного» понимания этого явления.
Подробный анализ прикладных моделей лояльности будет представлен в последующих параграфах, сейчас же обратим внимание на следующие сходства и различия в трактовке представленных терминов:
Таблица 1. Определения термииов «commitment», «loyalty», «приверженность», «лояльность»
Словарные определения3 Определения лояльно-сги/иривержешюсти в прикладных моделях
cummitment: фиксация усилий на какой-либо цели или идее; эмоциональная или интеллектуальная связь с какой-либо деятельностью; эмоциональный компонент соттіґтспі: результат обменных отношении, в которых индивиды начинают испытывать привязанность к организации в
1 До.мнняк В. Организационная лояльность: основные подходы. // Менеджер по персоналу - 2006 -jNfe4.-C.34.
2 Трактовка лояльности как социально-психологической установки (Л. Портер и Р. Стире, Р. Кантср, Дж. Мейер и Н. Лллен).
3 См. источники в библиографии 284-304.
27
Таблица 1. Определения терминов «commitment», «loyalty», «приверженность», «лояльность» (продолжение)
соблюдение условий, предусмотренных контрактом;
- заключение под стражу, ограничение свободы;
принятие на себя обязательств, предусматривающих ограничение индивидуальной свободы/дапать клятву; полезная деятельность в интересах кого-либо;
обещание оказать поддержку в будущем кому-либо.
лоялыюсть:
верность действующим законам, постановлениям органов власти (иногда только формальная, внешняя); корректное, благожелательное отношение к кому-либо или чему-либо; лояльный - доступный, милосердный, человечный, человеколюбивый, приветливый, благородный и правдивый, доброжел ател ьный; законность, верность долгу', принципу;
лояльный - держащийся формально в пределах законности, в пределах благожелательно-нейтрального отношения;
выполнение законов, установлений и требований органов власти и как корректность, отказ от каких-либо
обмен на определенное вознаграждение (Дж. Марч и Г. Саймон, Г. Беккер)1;
эмоциональная связь с группой (Р. Кантер)2;
идентификация и вовлеченность, а также эмоциональная привязанность к организации (Дж. Мейер и Н. Аллен)3;
идентификация с организацией (ее целями и ценностями), готовность прикладывать усилия ради ее блага (J1. Портер и Р. Стире)4; эмоциональная привязанность к целям и ценностям организации (Б. Быокэнэн)5;
позитивная аффективная реакция на организацию (Г. Энгл и Дж. Пери)0; эмоциональная привязанность к организации (J1. Пенли и С. Гоулд)7
нормативный компонент commitment:
control commitment - индивид подчиняется авторитАгу группы, ее нормам и ценностям, поскольку это соответствует его внутренней системе ценностей (Р. Кантер, moral commitment Е. Винера8, normative commitment Ч. O’Рейли и Д. Колдвелла9); nonnative commitment как осознание обязательств по отношению к органи- зации (Дж. Мейер, Н. Аллен)_____________
1 Mowday, R T., Steers R. M., Porter, L. W. Measurement of Organizational Commitment// Mowday, R. T., Steers R- M., Porter, L. W. Measurement of Organizational Commitment// The Journal of Vocational Behavior, - 1979. - N. 14. - P. 225-226.; Becker H. S. Notes on the Concept of Commitment // Ibid. P. 32-40.
‘ Kanter R. M. Commitment and Social Organization: A Study of Commitment Mechanisms in Utopian Communities // Ibid. P. 499-517.
3 Meyer J. P.. Allen N. J. A ihree-component conceptualization of organizational commitment// Human Resource Management Review. - 1991. -N. 1. - P. 61-89.
4 Mowday, R. T., Steers R. M, Porter, L. W. Measurement of Organizational Commitment // Ibid. P. 225-226.
5 Buchanan B Building Organizational Commitment: The Socialization of Managers in Work Organizations // Administrative Science Quarterly. - 1974. - Vol. 19, N. 4. — P. 533-546.
ilAngle H. L., Perry, J. L. An Empirical Assessment of Organizational Commitment and Organizational Effectiveness // Administrative Science Quarterly.- 1981. — Vol. 26, N. l.-P. 1-14.
7 Pcnley L. F.., Gould S. Etziom's Model of Organizational Involvement: A Perspective for Understanding Commitment to Organizations // Journal of Organizational Behavior. - 1988. - Vol. 9. N. l.-P. 43-59.
8 Wiener Y. Commitment in Organizations- A Normative View//The Academy of Management Review. - 1982. - Vol. 7, N. 3. - P. 418-428
9 O'Reilly C. A., Caldwell D. F. The Commitment and Job Tenure of New Employees: Some Evidence of Postdccisional Justification // Administrative Science Quarterly. - 1981. - Vol. 26, N. 4 - P. 597-616.
- Київ+380960830922