2
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ..............................................................3
Глава I. Теоретико-методологические основания исследования проблемы репрезентативности выборки
1.1 Понятие репрезентативности выборки в социологии.................17
1.2. Поиск гомоморфной связи выборочной модели и социального объекта как
проблема теории и практики социологического исследования.................42
Глава II. Теоретические проблемы процедуры формирования репрезентативной выборки в социологическом исследовании
2.1 Априори-анализ социального объекта как исходный этап моделирования
выборочной совокупности.............................................62
2.2 Формирование выборки в исследовании крупного города 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................118
Библиографический список......................................120
Приложения....................................................133
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
В последние годы в отечественной социологической науке сложилась довольно сложная ситуация, связанная с существованием огромного числа теорий, методологий и методов, что привело даже к определенной растерянности исследователей в процессе принятия решений о выборе средств познавательной деятельности. На уровне эмпирических исследований эго проявляется в разрыве между его концептуальной схемой и эмпирическими интерпретациями.1 Обстоятельство усложняется еще и тем, что в роли познавательных средств социолога выступают самые разнообразные методы, привнесенные из различных областей научного знания.
Выборочный метод, широко используемый в социологической практике, на сегодняшний день также становится уязвимым звеном в длинной цепочке от определения объекта исследования до этапа анализа и обработки полученных эмпирическим путем данных. Одной из важнейших оценок валидности выборочной процедуры является репрезентативность, как свойство, обеспечивающее надежность и достоверность полученной в ходе исследования информации об объекте. Между тем, анализ специальных работ отечественных и зарубежных исследователей показывает нам наличие серьезных разногласий по поводу содержания термина “репрезентативность выборки” как исходной категории теории выборочного метода.
В свою очередь, различные трактовки данного термина заставляют задуматься над вопросами границ применимости выборочного метода. Причем вопрос не столько в том, в каких исследованиях применим этот метод, а в том, каким образом должна строиться выборочная процедура, какие типы выборки наиболее эффективны в конкретных исследовательских условиях, какова зависимость между природой социальных объектов и организацией выборочной процедуры и, наконец, что же такое “репрезентативность”, понятие, возникшее исторически в рамках математической статистики, с позиции социологической науки.
1 Татарова, Г.Г. Методологическая травма социолога. К вопросу интеграции знания / Г. Г.Татарова // Социологические исследования. - 2006. - №9. - С.3-12.
14
2. “Молодежное предпринимательство” (август 2008г.), объем выборки составил 600 единиц;
3. Оценка эффективности Форума “Предпринимательство как основа формирования среднего класса России” (май 2008г.), объем выборки первой волны составил 780 единиц, второй волны - 90;
4. “Влияние ценностных ориентаций на характер и образ жизни молодых семей г. Уфы” (июнь-август 2008г.), объем выборки составил 390 единиц.
Во-вторых, статистические сведения Государственного Комитета Республики Башкортостан по статистике за последние 10 лет, в том числе данные Всероссийской переписи населения 2002г.
Научная новизна исследования. Результаты проведенных исследований позволили сформулировать и представить на защиту ряд положений и выводов о проблеме репрезентативности выборки социальных объектов, которые либо не выдвигались ранее другими авторами, либо углубляют и расширяют понимание специфики процедуры формирования выборочных проектов в социологических исследованиях, которые в определенной мере нашли свое отражение в работах других авторов. Научная новизна исследования состоит в том, что в ней:
• уточнено понятие “репрезентативность выборки”, означающее свойство модели социального объекта воспроизводить его значимые признаки, релевантность целям исследования, которой обеспечивается восходящей и/или нисходящей стратегии социологического анализа эмпирической информации. В отличие от существующих подходов к пониманию репрезентативности, основанных на механическом переносе терминов математической статистически в область социальных наук, предложенное понятие способствует формированию выборочных моделей с учетом природы социальных объектов сквозь призму социологического представления;
• обоснован подход к формированию выборочной модели, который снижает вероятность искажения представления о внутренней структуре и сущностных особенностях исследуемого социального объекта, благодаря использованию кластерной процедуры, позволяющей снизить трудоемкость
15
наполнения выборки и корректно имплицировать в ней качественные характеристики первичных групп/общностей;
• разработана логическая схема процесса построения репрезентативной модели социального объекта на основе “априори-анализа”, включающая в себя промежуточный и результирующий уровни проектирования выборки. Первый уровень содержит такие процедурные шаги как проведение системы измерительных процедур по отношению к исследуемым социальным объектам и элементам в его составе, определение метода выборки, сбор и анализ эмпирической информации об объекте; второй уровень предполагают создание конструкта генеральной совокупности на основе описания объекта исследования, а также теоретических и практических порядков его
представления (репрезентации) в выборке;
• обоснован и апробирован подход к формированию репрезентативной выборочной модели методом уличного экспресс-интервью, построенной на основе авторского алгоритма “априори-анализа” в исследовании некоторых социальных объектов.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что основные выводы и положения могут быть использованы в дальнейшем в проведении социологических исследований. Полученные автором результаты способствуют приращению научного знания и получению обоснованных и
достоверных данных о социальных объектах. Практическая значимость исследования определяется конкретными рекомендациями, направленными на повышение эффективности использования выборочного метода в исследованиях социальных объектов.
Выводы и положения диссертационного исследования могут быть
использованы в процессе преподавания социологических, экономических, психологических дисциплин; в практической исследовательской деятельности социологов.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором на
- Київ+380960830922