Содержание
Введение
Глава 1. Модели образовательного процесса и проблема ком му н и кати вно го п отен ци ал а
§1. Модель образовательного процесса, ориентированная на учителя §2. Модель образовательного процесса, ориентированная на ученика §3. Коммуникативные потенциалы учителя и ученика как основа конструирования образовательного процесса Глава 2. Опыт эмпирическою изучения актуальной культурной модели образовательного процесса
§ 1. Программа социологического исследования «Образовательный процесс в категориях коммуникативного потенциала учителя и ученика»
§ 2. Процедура исследования и анализ результатов
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Анализ современной школы как пространства столкновения поколений позволяет отслеживать те изменения, которые свидетельствуют о трансформационных процессах в постсоветском российском обществе. В сегодняшней России формирующееся гражданское общество постепенно осознает субъсктность, прежде всего в отстаивании своей независимости от г осударства, в последовательном и открытом следовании своим интересам, которые зачастую могут не совпадать с интересами государства. Качественные сдвиги предполагаются в тех сферах общественной жизни, которые можно именовать повседневной гражданственностью, - армия, школа, соседство, т.п. Организации и институты, причастность к которым ранее позволяла человеку ощущать свою принадлежность к государству, сегодня утрачивают былую привлекательность и солидаристический потенциал. Вытеснение образца “тоталитарной” личности идеалом "свободного” гражданина диктуют необходимость изменений как в ценностно-нормативной базе “нового” общества, так и в культурных моделях образовательного процесса. Сегодняшняя российская школа, безусловно, претерпевает серьезный институциональный кризис, но при этом не столь очевидны изменения в смыслах и правилах организации образовательного процесса, и первым долгом в коммуникативном пространстве системы Учитель-Ученик. А между тем именно эти перемены, как, возможно, никакие другие, принципиально влияют на динамику российскою общества и его культуры.
Тема диссертационного исследования является междисциплинарной. Исследуемая проблематика разрабатывается в социологии, социолингвистике, педагогике, социальной психологии. В диссертации рассмотрены ключевые парадигмы социологии образования, проведен анализ теоретико-методологических подходов к изучению образовательного процесса и коммуникативного потенциала учителей и учеников, что нашло свое отражение в формулировании двух “моделей” образовательного процесса.
3
образовательного процесса” обосновывается необходимость введения понятия “коммуникативного потенциала"; предлагается определение этого понятия, а также “школьного коммуникативного потенциала” учителя и ученика; рассматривается проблема развития коммуникативного потенциала человека в рамках школьного пространства.
Во второй главе “Опыт эмпирического изучения актуальной культурной модели образовательного процесса” предлагается программа и результаты социологического исследования по теме, проведенного на базе московской гимназии № 1522.
Сбор данных осуществлялся в два этапа. На первом этапе использовались методики включенного наблюдения и неструктурированного интервью, с помощью которых был собран первичный эмпирический материал. На втором этапе полученные результаты проверялись с помощью более формализованного метода репертуарных решеток Дж.А.Келли.
На основе работ Дж. А Келли, Д. Баннистера, В.Ф.Петренко, Б.М.Теплова, Ю.Н.Толстовой, Ф.Франселла, А.Г.Шмелева дается обзор теории конструктов, методологии и методики исследования личности при помощи репертуарной решетки. Цель применения решеток - показать направление развития системы конструктов, се ограничения и возможности. Получаемые при помощи репертуарных решеток результаты можно рассматривать как своеобразную карту системы конструктов индивида. Это нечто вроде идеографической картографии в противоположность, скажем, номотегичсской картографии семантического дифференциала Ч.Осгуда. Репертуарные решетки дакгг возможность получить карту системы конструктов человека.
В основе теории конструктов содержится идея о том, что каждый человек представляет собой исследователя-ученого, что каждый человек стремится упорядочить свою вселенную. У каждого из нас имеется множество частных теорий (подсистем конструктов), объединяющихся в общую теорию, которую Келли назвал системой
1У
личных конструктов. Техника репертуарных решеток и представляет собой способ изучения структуры и содержания таких имплицитных теорий. Теории они в том смысле, что представляют собой сеть значений, посредством которых человек воспринимает окружающий мир, пытается управлять событиями и действовать в соответствии с ситуацией. В этом смысле личные теории человека, то есть его система личных конструктов могут быть соотнесены с тем, что в рамках других подходов называется “личностыо”, “установками”, “привычками”, рудиментарной жизненной философией, т.д. На ПОВСДС1ГЧССКОМ уровне конструкт может рассматриваться как открытый человеком способ поведения; система же конструктов обеспечивает человека его собственной сеткой поведенческих путей, не только ограничивающих его действия, но и открывающих перед ним свободу, которая в противном случае оказалась бы для него субъективно не актуализированной.
Заключение содержит итоги и выводы работы.
Научная новизна диссертационного исследования связана с социологической постановкой проблемы социодинамики культурных моделей образовательного процесса в современной и постсовременной школах. По результатам диссертационного исследования:
• сконструированы культурные модели образовательного процесса и обозначены их аутентичные черты;
• введены понятия коммуникативного потенциала и школьного коммуникативного потенциала учителя и ученика как системы координат повседневной гражданственности;
• разработана и апробирована модификация методики репертуарных решеток Дж.А.Келли для изучения школьного смыслового пространства учителей и учеников;
• проанализированы системы личностных школьных конструктов учителей и учеников, являющиеся основой их школьного коммуникативного потенциала и определяющие
- Київ+380960830922