Ви є тут

Подростковая толерантность: концептуальный анализ и способы измерения

Автор: 
Пашкевич Анна Валерьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
299564
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Работа выполнена в Государственном университете - Высшей школе экономики
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
доктор социологических наук, профессор Сикевич Зинаида Васильевна, «Санкт-Петербургский Государственный университет»
кандидат философских наук Шереги Франц Эдмундович, директор Федерального государственного научного учреждения «Центр социологических исследований»
Ведущая организация:
Защита состоится 27 октября 2010 года на заседании диссертационного совета Д212.048.01 в Государственном университете — Высшей школе экономики по адресу: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.20.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного университета - Высшей школы экономики
Автореферат разослан «27 » сентября 2010 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат физико-математических наук, профессор Макаров Алексей Алексеевич
Государственное учреждение «Институт социологии Российской Академии Наук»
к.э.н., доцент
Рощина Я.М.
3
Содержание
Благодарность...........................................................5
Введение................................................................6
Актуальность темы................................................6
Информационно-эмпирическая база исследования....................13
Разработанность проблемы........................................15
Объект и предмет исследования...................................22
Цель и задачи исследования......................................22
Теоретико-методологические основы исследования..................23
Глава 1 .............................................................31
Теоретико-методологический анализ понятия «толерантность........ 31
Толерантность как социально-культурный феномен: исторические вехи в развитии данного понятия.....................................31
Индикаторы толерантности: концептуализация понятия и методики опросов общественного мнения...................................40
Глава 2 Эмпирическая классификация рефлексивных социальных представлений о толерантности.........................................60
Эмпирическая база для построения классификации..................61
Разрыв между стереотипными и рефлексивными социальными
представлениями.................................................62
Алгоритм аналитической реконструкции типов социальных
представлений...................................................74
Типология социальных представлений о толерантности...............86
14
(Калуга, Бебель), Ростовскую (Новочеркасск, Зерноград), Псковскую (Плюса, Ореховка), Калининградскую (Калининград), Рязанскую (Рязань), республику Карелия (Петрозаводск). Анализировались подростковые нарративы (школьные мини-сочинения) на тему: «Если бы Вы были руководителем в своём городе/ селе, что бы Вы сделали в первую очередь для преодоления конфликтов и враждебности между людьми?», а также дополнительно были рассмотрены и изучены ответы на вопросы: «Как Вы считаете, к кому хуже всего относятся жители Вашего города / села?», «Как Вы считаете, кто из отмеченных Вами заслужил отрицательное отношение к себе, а к кому относятся несправедливо?», «Почему опасны (или чем мешают) те, кто заслужил плохое отношение?»
Тестирование разработанного инструмента диагностики толерантности проводилось в 2010 г. на выборке студентов 1-го курса факультета политологии Государственного университета - Высшей школы экономике, общим объемом 49 человек. • .
В 2010 г. проведено апробирование разработанного инструмента диагностики толерантности во всероссийском опросе населения, который был реализован Фондом «Общественное мнение» в феврале-марте 2010 г. в рамках проекта «ГеоРейтинг». Объем выборки составляет около 35 тысяч человек, география исследования охватывает 68 регионов России, в каждом субъекте РФ количество интервью — 500 человек. Количество респондентов целевой группы молодежи в возрасте 18-22 года составляет 3596 человек.
Также диссертационное исследование опирается на анализ и систематизацию используемых в настоящее время способов эмпирической фиксации, диагностики феномена «толерантность» в исследовательских стратегиях и технологиях ведущих социологических корпораций. Автором анализируется содержание опросных листов, задействованных сегодня в опросах общественного мнения.
15
Разработанность проблемы
Осмысление понятия и феномена толерантности, проблем его эмпирического измерения имеет давнюю историю. История понятия «толерантность» тесно переплетается с социально-философскими воззрениями мыслителей эпох Средневековья, Нового времени и Просвещения. Это понятие вписывается в общую канву ценностей и лозунгов той поры, поскольку оно апеллировало к прагматичной необходимости найти точку опоры для переговоров между людьми в тот исторический момент, когда общество перестало быть монолитным и одноликим.13 Первоначально возникнув в системе религиозных взаимодействий, толерантность была позднее осмыслена в социальных науках в трех типах понятий14:
1. Толерантность естественная (природная, врожденная, безусловная, «младенческая») - такое отношение к миру, которое обычно характерно только для детей, постепенно познающих мир на уровне безусловных ожиданий и реакций - спонтанных, непосредственных, искренних. В науке этот тип толерантности описывается как ■ естественно присущий человеку от рождения (заданный на эволюционном, генетическом уровне) — до того, как по мере взросления человек «расщепляет» две составляющие своей самости, своего внутреннего мира - «Я» и «Социо». В этом случае даже нетерпимость, агрессия, недовольство (обратные стороны толерантности) являются столь же искренними проявлениями и побуждениями, не продиктованными ни вынужденной искусственной игрой, ни соблюдением правил хорошего тона и рамок приличия, ни какими-то другими компромиссами.
13 См. подробно: Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности: коллективная монография / Отв. ред. H.A. Купина и М.Б. Хомяков. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003
14 Развернутое описание типов толерантности и определений в гуманитарной научной традиции приводятся в: Шапиро /1.3.. Орлов А.Б. Психология толерантности: проблемы и перспективы. - Вопросы психологии, 2006.