ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................2
РАЗДЕЛ 1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС В ТЕОРИЯХ КУЛЬТУР: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ..................................22
Глава 1.1. Культура и человек как векторы социокультурного
процесса:анализ западноевропейских теорий....................22
Глава 1.2. Антропологическая направленность исследования социокультурного процесса в российской науке...................46
Глава 1.3. Социальная память человечества как антропологический код культуры.......................................................69
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ИССЛЕДОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА......................................86
Глава 2.1. Социокультурный процесс как объект социологического исследования...................................................86
Глава 2.2. Сущность антропологического подхода к исследованию социокультурного процесса.....................................126
Глава 2.3. Особенности социолого-антропологического исследования социокультурного процесса.....................................160
РАЗДЕЛ 3. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД 184
Глава 3.1. Антропологический характер преобразований России и их основные векторы..............................................184
Глава 3.2. Социокультурные трансформации и перспективы России в условиях глобализации.........................................215
Глава 3.3. Формирование и развитие социокультурной антропологии в образовательном пространстве страны как социальный запрос современности ..............................................................240
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................260
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
287
2
ВВЕДЕНИЕ
С началом нового столетия в социальной теории мирового и отечественного научного знания все более нарастает интенсивный процесс формирования и становления новых объяснительных моделей современных социокультурных процессов. Одной из наиболее существенных характеристик этого в целом позитивного движения является неуклонное развитие антропологической составляющей в общей системе социально-гуманитарных, усиление интереса ученых к глубинным проявлениям феномена человека; его места и роли в развитии социокультурных процессов на протяжении многовековой истории человечества. Российская социология в последнее десятилетие активно развивает такое направление как социокультурная антропология, что подтверждается появлением в ней антропологически ориентированных исследований, научных и учебных дисциплин, новых вузовских специальностей. I
Актуализация научного интереса к исследованию социокультурного пространства в российском обществе в наше время связана с резким усилением противоречий, затрагивающих исторические судьбы многих стран и народов. С одной стороны, научно-технический прогресс в небывалых доселе масштабах раскрыл мощь человеческого интеллекта, сделав его потенции сравнимыми с возможностями и силой природы.
С другой стороны, безоглядная эксплуатация природных ресурсов и несправедливое распределение в мире продуктов человеческого труда крайне обострили социально-экологическую ситуацию в мире, ухудшили условия воспроизводства действительной жизни человека, его материального благополучия, поддержания физического, духовно-нравственного и психического здоровья.
29
состав» института подразумевает группу людей, организованную в соответствии с определенными принципами власти, разделения функций, распределения привилегий и обязанностей; каждый институт имеет свой материальный субстрат, т.е. некоторую специально выделенную долю материальных средств и орудий, а также часть материальных благ - плодов согласованной деятельности.
Таким образом, институциональная структура - универсальное явление, встречающееся во всех культурах и проявляющееся в каждом аспекте культуры. В качестве общих принципов институциональной организации рассматриваются следующие:
• принцип социальной интеграции (на основании продолжения рода или родства - семья, включая брачный договор, правила наследования и нормы организации домашнего уклада);
• принцип «соседской близости» (сотрудничество как жизненная необходимость - соседство, через призму прав на жилище, совместное использование предметов быта и т.п.);
• естественный принцип различения и интеграции через физиологию и анатомию человека (разделение по полу, возрасту и т.п.);
• принцип ассоциации - добровольное объединение индивидов в группы по их собственной инициативе (членство в тайных обществах, клубах, творческих сообществах);
• принцип интеграции (профессиональное способности, обучение и выбор как интегрирующие факторы в развитии человечества);
• принцип власти (привилегии и обязанности принятия решений, приведение их в исполнение и т.п.).
В списке универсальных типов институтов Малиновский выделяет: принцип интеграции: продолжение рода (кровные связи, установленные законным договором брака и распространенные в соответствии со специально определенным принципом родства по генеалогическому древу). Ему соответствуют такие типы институтов: 1. Семья как группа совместно
30
проживающих родителей и детей; 2. Организация добрачного ухаживания; 3. Правовое определение и организация брака как договора, соединяющего двух индивидов и связывающего две группы; 4. Расширенная группа совместно живущих и ее правовая, экономическая и религиозная организация; 5. Группа родственников по унилатеральному принципу родства; 6. Клан -матрилинейный или патрилинейный; 7. Система связанных кланов. Территориальный принцип: общность интересов, производная от смежности, общности границ и возможностей сотрудничества. Этому принципу соответствуют: 1. Группа соседствующих муниципий (кочующая орда, бродячая локальная группа, деревня, объединение селений или ферм, городское поселение, крупный город; 2. Округ, провинция, племя. Физиологический принцип: различия пола, возраста, телесных особенностей или патологий. Ему соответствуют: 1. Примитивные половые тотемные группы; 2. Организации, производные от полового разделения функций и видов деятельности; 3. Возрастные группы и возрастные классы в той мере, в какой они обладают специфической организацией; 4. В примитивных обществах - организации людей с патологиями, психическими отклонениями, больных эпилепсией; на более высоких уровнях - заведения для больных, сумасшедших людей с врожденными недостатками.
Добровольные объединения: примитивные тайные общества, клубы, группы для досуга творческие союзы; на более высокой стадии - клубы общества взаимопомощи и благотворительные фонды, ложи, добровольные союзы для организации досуга, спорта или достижения общей цели.
Трудовые и профессиональные организации (в соответствии с их специализированной деятельностью ради общей цели и более полного проявления их способностей): 1. На примитивном уровне, - прежде всего осведомленные в области магии, колдуны, шаманы и жрецы; также гильдии ремесленников и хозяйственные группы; 2. По мере развития цивилизации -бесчисленные цеха, гильдии, предприятия, группы с экономическими задачами; профессиональные объединения работников медицины, права,
- Київ+380960830922