Диссертация выполнена в Учреждении Российской академии наук
Института социологии РАН.
Отдел теоретического анализа социальных трансформаций
Научный руководитель Доктор социологических наук, профессор
СЕМЕНОВА Виктория Владимировна
Официальные оппоненты: Доктор социологических наук,
ведущий научный сотрудник Центра изучения социокультурных изменений Учреждения РАН, Институт философии РАН БЕЛЯЕВА Людмила Александровна
Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра социологического и политологического образования Учреждения РАН Института Социологии РАН
СОГОМОНОВ Александр Юрьевич
Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный
университет, факультет социологии
Защита состоится «23» июня 2009 г. в 11-00 на заседании Диссертационного совета Д.002.011.01 по присуждению ученой степени кандидата социологических наук при Учреждении Российской академии наук Институте социологии РАН по адресу: 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, дом 24/35 корп. 5, аудитория 323.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Учреждения Российской академии наук Института социологии РАН.
Автореферат разослан 21 мая 2009 г.
Ученый секретарь кандидат философских наук
Диссертационного совета С.Г. Климова
2
Содержание
Введение............................................................4
Гпава 1. Теоретико-концептуальные предпосылки исследования: ресурсы в условиях социальных трансформаций. Челночество............12
1.1. Переходное общество как научная проблема...................12
1.2. Особенности социально-политических и экономических трансформаций в России в начале 90-х годов как потенциальный ресурс челночества. Значимость субъектов трансформаций......17
1.3. Легальное и теневое предпринимательство в СССР и России как потенциальный ресурс челноков 90-х..........................30
1.4. Челноки как социальная группа..............................42
1.5. Адаптивные стратегии в переходный период и кризис идентичности................................................52
1.5.1. Индивидуальные адаптационные стратегии в условиях меняющегося общества....................................52
1.5.2. Процессы идентификации в условиях социальных трансформаций...........................................60
1.6. Биографический проект в условиях социальных изменений 65
1.7. Социальные и личностные ресурсы адаптивного поведения 71
Глава 2. Биографические модели социального поведения челноков 84
2.1. Методические проблемы исследования (программа, методика сбора и анализа данных).....................................85
2.1.1 Цели, задачи, предмет и объект исследования.............85
2.1.2. Методика и процедуры исследования......................87
2.2. Ресурсы социальной группы челноков.........................93
2.3. Биографические траектории челноков: транзитивные, стабильные и возвратные...............................................101
2.3.1. Транзитивная биографическая модель (крупные и средние предприниматели) и ее ресурсный потенциал..............103
2.3.2. Стабильная биографическая модель челнока (оставшиеся челноками)...................................................135
2.3.3. Временная (возвратная) биографическая модель..........154
2.4. Практики челночной деятельности...........................173
2.5. Выводы: челночество как социальный ресурс трансформационных процессов................................183
Заключение ........................................................187
Литература.........................................................190
Приложения.........................................................199
автор опиралась на результаты исследований стран «третьего мира» западными, т.е. относительно беспристрастными учеными.
Выделенные Н.Ф. Наумовой условия успешной модернизации остаются вполне адекватными и дополняются, а не перечеркиваются, новыми разработками. Приведем эти условия:
•Достаточность экономических и человеческих ресурсов.
•Гражданское согласие среди элит общества.
•Удержание государством социального контроля, упреждение острых социальных конфликтов и вооруженных столкновений.
•Быстрый рост численности среднего класса.
•Наличие общенациональной мобилизационной идеи.
Эти параметры отчасти объясняют происходящее в России. И, что еще более важно, показывают направление к усовершенствованию процесса социального развития.
Россия всегда занимала ведущее положение по наличию огромных природных и человеческих ресурсов. Вопрос об эффективности их использования оставим авторам экономических изысканий.
Гражданское согласие элит - вопрос довольно сложный. В единодушии мы существенно уступаем небольшим странам, таким как Польша, Венгрия, Чехия, Эстония. В этих странах элиты были объединены стремлением «назад в Европу»'3. Мы находимся на пути к, возможно, насильственному и авторитарному, согласию элит. Первые крупные плоды работы в этом направлении мы видим на примере открытой монополизации парламентской власти. Согласно мнению некоторых политических аналитиков, большинство оппозиционеров присутствуют на политической арене номинально и для визуального поддержания демократических устоев. По части реализации внешнеэкономической и внешнеполитической ситуации, в России на данный момент разногласий между теми, кто может действовать также немного.
III. Айзенштадт54 дополняет список Н. Наумовой критерием исходной позиции государства по отношению к мировому сообществу: вхождение
5-> Return to the Western World: Cultural and Political Perspectives on the Estonian Post-Communist Transition / eds. MLauristi, P. Vibalcmm. Tartu: University press, 1997.
54 Eisenstadt S. The contemporary Scene - Multiple Modernities // The Aunals of the International Institute of Sociology. Vol. 7 / Ed. by E. Scheuch, D. Sciulli. Leiden: BRILL, 2000.
19
или противостояние. Малые страны практически лишены возможности выборы. Л Россия стремится к сохранению и укреплению положения Великой державы и перемежает компромиссную политику с решительным отстаиванием своих интересов.
Четвертый критерий по Н.Ф. Наумовой — рост среднего класса -крайне дискуссионная проблема... Е. Гайдар масштабно описал вопрос формирования среднего класса как «уникальную проблему» российской модернизации55. Само понятие «средний класс в России» неустойчиво и трудно определяемо. Само понятие заставляет ученых искать близкие по смыслу, но все же уникально российские аналоги, такие как «срединный слой» (Т.И.Заславская)56 или «субъективный (самоидентифицируемый) средний класс» у Л.А. Хахулиной57. Так или иначе, описательными характеристиками средний класс с удовольствием наделяют и ученые и рядовые респонденты5 . В этой работе мы еще коснемся проблемы среднего класса, хотя это и не центральный предмет.
В рамках рассмотренных критериев успешной модернизации, данный критерий для нашей работы является методологически наиболее значимым, поскольку челноки потенциально, или фактически (по уровню дохода, по критерию самозанятости и пр.) могут быть отнесены к среднему классу. Согласно теории, этот класс стабилизирует социальную систему, т.к. его представители, будучи большинством населения, должны быть удовлетворены своим положением. Но мы отлично знаем, что средний и малый бизнес задавлен контрольными проверками и в целом сверхразумным вмешательством государственных органов и коррумпированных чиновников. В интервью следует специально отслеживать, насколько бывшие челноки удовлетворены своим нынешним положением бизнесменов.
55 ГаПдар Е. Государство и эволюция. М., 1995. С. 201, см. но Дшшгенскнй Г.Г. Люди среднего класса М.: Институг Фонда "Общественное мнение", 2002; Воронцова Т., Петренко Е. Смотрите, кто пришел (сегодняшний российский средний класс). 13.10.2004, Ьнр://ЪФГот.п1/героН/тар/5к041001.
56 См. Здравомыслов Л.Г. Несколько замечаний по поводу дискуссии о среднем классе //Средний класс в современном российском обществе. М., 1999.
57 Хахулина Л. Субъективный средний класс: доходы, материальное положение, ценностные ориентации //Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. 1999. №2.
Средний класс в современной России / Отв. ред. М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова. ИС РАМ, М. 2008; ДискинИ.Е. Средний класс как “мигрант” в консервативном российском обществе И Средний класс в современном российском обществе. М., 1999; Воронцова Т., Петренко Е. Смогритс, кто пришел (сегодняшний российский средний класс). 13.10.2004,1шр://Ьб.Гот.ги/герог1'тар/5к041001; Средний класс в современном российском обществе. Ч. 2. Средний класс в постсоветской России: происхождение, особенности, динамика. М., 1999.
20
- Київ+380960830922