Ви є тут

Институциональные матрицы и развитие России

Автор: 
Кирдина Светлана Георгиевна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2001
Артикул:
271143
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ББК 60.50 УДК 305 + 947
Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований по проекту РФФИ N° 00-06-87092
р#и
ИК 221
Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. - Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2001. - 308 с.
В книге излагается оригинальная авторская теория институциональных матриц, которые представляют собой исторически устойчивые и постоянно воспроизводящиеся системы базовых экономических, политических и идеологических институтов. Тип институциональной матрицы определяет нули общественной эволюции государств. В обоснование авторской теории приводятся многочисленные ссылки на труды отечественных н зарубежных ученых современности и прошлых веков, богатый фактологический материал из истории древних государств, стран Западной Европы, США, Юго-Восточной Азии н, прежде всего, России. Данная работа, является одним из первых исследований в области институциональной социологии.
Книга представляет интерес для социологов, историков, экономистов, правоведов, философов, политологов и культурологов, а также для студентов соответствующих специальностей. Книга может бьлъ интересна всем, кто задумывается об исторических судьбах и будущем России.
Рецензенты: д.э.н. А.Н. Нестеренко, д.и.н. В.А. Степанов
€> Кирдина С.Г., 2001 г.
€• ИЭиОПП СО РАН, 2001 г.
Оглавление
Предисловие к первому изданию .....................................6
Предисловие ко второму изданию ................................. 10
Введение ........................................................ 13
Часть I
Основные понятия и исторические иллюстрации ..............26
Глава 1. Три исходных постулата теории институциональных
матриц ..................................................26
Глава 2. Понятие институциональной матрицы .......................57
Глава 3. Коммунальная и некоммунальная материально-технологическая среда ................................................. 73
Глава 4. Два древнейших государства - две институциональные
матрицы ............................................ 85
Часть II
Две институциональные матрицы - два типа экономических, политических и идеологических инсттугов ..........93
Глава 5. Рыночные и реднетрибугивные экономики ................. 93
Глава 6. Федеративные и унитарные политические системы ...........123
Глава 7. Субсидиарные и коммунитарные идеологии ..................160
Часть III
Устойчивосгь институциональных матриц и институ-ЦНОНЗЛЬНЫв изменения и1н>ии»и1>нн»м>1м»и<»ит»м|н1»мт»и>»м»н> 184
Глава 8. Устойчивость институциональных матриц и революции 184
Глава 9. Логика институциональных изменений......................203
Глава 10. Теория институциональных матриц о прошлом,
настоящем и будущем России ..............................218
Заключение ...................................................... 255
«Дерево» понятий теории институциональных матриц .................260
Терминологический словарь ....................................... 264
Литература...................................................... 280
Summary ..................................................... 296
Три исходных постулата теории институциональных матриц
независимо от форм их проявления в том или ином культурном контексте, но последнее составляет предмет изучения культурологов. Теоретическая социология концентрируется, если можно так сказать, на «сухой теории» общества, а не «пышно зеленеющем древе жизни», в то время как культурология изучает многообразные формы проявления социальных связей в конкретных обществах, системы представлений человека о материальном и символическом мире, о месте личности в нем, достижения человеческого гения в разных областях и т.д.
Три огмеченных черты социологии как автономной науки, обособляющие ее сегодня от иных социальных дисциплин, а именно, рассмотрение общества как целого, ориентация на выявление образующих его структур и универсализация понятий -задают, соответственно, направления формирования новых теорий и парадигм социологического знания.
Кроме этого, теории развиваются не только в очерченном русле общих социологических представлений, но опираются на те или иные постулаты, выработанные за время развития этой науки. Набор исходных теоретических постулатов, присутствующих прямо или косвенно в любом социологическом исследовании, выражает мировоззрение ученого, определяет его методологическую позицию и задает определенный угол зрения при рассмотрении сложных общественных феноменов. Опора на различные теоретические постулаты определяет своеобразное «разделение труда» между учеными, исследующими разные грани социальной реальности, задает специфику социологических школ и направлений.
Первый постулат, на котором базируется авторская гипотеза, задает принадлежность теории институциональных матриц к так называемой объективистской парадигме социологических исследований. Рассмотрению этого вопроса посвящен материал данного параграфа.
Известно, что в социологии сложились и устойчиво сохраняются две ведущие парадигмы, которые явно или латентно реализуются учеными в их исследованиях - объективистская и субъективистская (зачастую используются и другие обозначения). Если исходно парадигмалыгая рамка напрямую не заявляется, это выступает порой «камнем преткновения» во взаимопонимании между разными группами социологов, придерживающихся этих альтернативных подходов. Поэтому мне представляется
29
ГЛАВА 1
необходимым подробно охарактеризовать обе парадигмы и тем самым подчеркнуть особенности и методологоческие основания системы понятии, разрабатываемых в теории институциональных матриц.
В рамках объективистской парадигмы общество понимается как социальная система, объективная реальность, существующая и развивающаяся независимо от воли и действий человека. Общество представляет собой социальную структуру, существование которой безотносительно поведения конкретных социальных индивидов и групп в данный момент времени, или - что означает то же самое - которая постоянно складывается определенным, присушим ей образом, независимо от того, как и какие бы конкретно социальные субъекты не взаимодействовали между собой (Бруннер, 1993, с. 55). Общество в данном случае есть реальность sui generis (“как она есть”), о чем писал в свое время Дюркгсйм, т. е. существующая сама по себе, которая не выводится из свойств действующих в обществе субъектов и развивается по собственным законам. Человек стремится познать закономерности этого развития и действовать в соответствии с ними, как, например, он действует с пониманием того, что объективно существует сила тяжести, с которой нельзя не считаться. Наиболее известными теориями и направлениями в рамках объективистской парадигмы являются исторический материализм и теория способов производства К. Маркса, функционализм Э. Дюркгейма, структурный функционализм Т. Парсонса.
При другом, альтернативном подходе, общество рассматривается, прежде всего, как социально-групповая, субъектноповеденческая структура, и само его существование представляет собой не что иное, как взаимодействие между этими социальными группами. Особенности этого взаимодействия, установки участников, их интересы, специфика поведения задают тип общества, а потому именно субъекты, или акторы социального действия являются основных! объектом изучения. Такой ракурс рассмотрения общества характеризует субъективистскую парадигму в социологии. Типология социальной деятельности М. Вебера, концепция хабитулизацни и основанная на ней теория «социального конструирования действительности» П. Бергера и его коллег, социальный бихевиоризм Дж. Г. Мида, развитый Г. Блумсром в социальную теорию символического инте-ракционизма и многое другое являются вкладом представителей,
30