Ви є тут

Теории потребления в современной социологии : Модернистские и постмодернистские подходы

Автор: 
Тимченко Екатерина Владимировна
Тип роботи: 
Модернистские и постмодернистские подходы
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
151
Артикул:
195201
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение ............................................................................ 4
Глава I. Определение основных категорий ............................................. 17
Глава II. Теоретический анализ современного потребления (период со второй половины
19-го века до середины 1970-х годов) ................................................ 32
§ 1. Потребление как характерный феномен Западного общества в период современности. Основные условия возникновения современного потребления .... 32
§2. Неэкономические факторы формирования современного потребления ............ 39
2.1. Роль социального соперничества и социального подражания на начальном этапе формирования современного потребления. Демонстративное потребление и мода .................................................. 39
2.2. Основные социокультурные факторы потребительской революции (на примере Англии) ........................................................ 49
2.3. Изменения в системе ценностей. Формирование гедонистической этики как фактор развития современного потребления ........................... 55
§3. Массовый характер современного потребления ............................. 71
Глава Ш. Теоретический анализ потребления в постсовременных обществах во второй
половине 20-го века.................................................................. 92
§ 1. Специфика постсовременных обществ и постсовременного потребления ........ 92
§2. Символическая функция постсовременного потребления и возникновение
гиперреальности ............................................................. 102
2.1. Дизайн как воплощение символической функции потребления ... 111
§3. Функциональное значение и особенности стиля жизни в постсовременном обществе. Стиль жизни и стиль потребления как факторы социальной дифференциации в постсовременном обществе ................................... 115
§ 4. Новые средства потребления ............................................ 124
§ 5. Влияние новых технологий на характер потребления в постсовременном обществе. Информационное потребление и потребление новых технологий ... 133
Заключение ...................................................................... 141
Библиография ...................................................................... 144
3
выходит символическая, знаковая функция потребления, и товары потребления могут рассматриваться уже не только как символы престижа, но как многозначные символы, значение которых определяется самим индивидом.
Объектом исследования выступают общесоциологические концепции западных ученых конца 19-20-го вв..
Предметом анализа в диссертации являются становление современного потребления; условия и предпосылки его формирования; этапы развития потребления с конца 19-го века до конца 20-го века; а также процесс превращения потребления из вида деятельности, носящего в значительной степени утилитарный характер, в символически насыщенную деятельность, которая нередко связана с потреблением собственно символов, и направлена, прежде всего, на получение удовольствия.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды классиков социологии конца 19-го-начала 20-го вв. М.Вебера, Т.Веблена, Г.Зиммеля и работы западных социологов второй половины 20-го века М.Фезерстоуна, С.Майлза, Ж.Бодрийяра, П.Бурдье, Дж.Ритцера, К.Кэмпбелла и др. Таким образом, основные выводы по исследуемой проблеме сделаны на основе анализа западной социологической литературы по данной проблеме. В качестве основных инструментов исследования применяются методы сравнительного анализа, типологизации и классификации, а также методы анализа научных парадигм.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
- показано, что потребление - это не просто экономическое явление, но более сложный феномен, который находится на стыке экономики, культуры и социальной жизни, что обусловливает демонстративную, престижную функцию современного потребления; и в силу чего в более поздний период, во второй половине 20-го века, можно говорить о потреблении как о символически насыщенной деятельности;
14
- выявлены социокультурные факторы возникновения и развития современного потребления;
- дан анализ западной социологической литературы по проблематике потребления, выявлены интеллектуальные истоки этой проблематики, которые представлены работами классиков социологии, а также проанализированы работы западных социологов последних лет.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Становление современного потребления связано с развитием капитализма как специфической экономической и социокультурной системы. Потребление как особый феномен социальной реальности можно рассматривать лишь со второй половины 19-го века, когда очертились контуры современной потребительской культуры, проявляющейся в новом типе потребительского поведения, главными мотивами которого выступают такие социально-психологические механизмы, как соперничество, подражание, а также жажда новизны, постоянное стремление к обладанию новыми товарами.
2) Рассмотрение потребления как социологической категории предполагает акцент на социокультурных факторах эволюции потребления, к которым, прежде всего, следует отнести изменения в системе ценностей, мотивов и установок, лежащих в основе потребительского поведения людей;
3) Основой для развития современного потребления послужило укоренение гедонистической этики, которая не только оправдывала, но и культивировала стремление людей к удовольствиям. Отчасти истоки гедонистической этики следует усматривать в протестантизме, который, в своих поздних вариантах, культивировал развитие эмоциональной, “переживательной” стороны человеческого “я”, и, таким образом, способствовал возникновению “эмоционально-образного гедонизма”, лежащего в основе современной потребительской культуры.
15