Ви є тут

Экономическое поведение как предмет социологического анализа

Автор: 
Верховин Владимир Исаакович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
1999
Артикул:
1000242395
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Верховин, Владимир Исаакович
Экономическое поведение как предмет социологического анализа [Электронный ресурс] Дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.01 - М.:
2005 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки)
Теория, методология и история социологии
РГБ,
Полный текст:
11^р: //<1±зз . гэ1. ги/с!±зз/02/0290/020290031 .рс1£
Текст воспроизводится по экземпляру, находящемуся в фонде РГБ:
Верховин, Владимир Исаакович
Экономическое поведение как предмет социологического анализа
Москва 1999
Российская государственная библиотека, год (электронный текст).
2005
71-220028 <2332x3443x2 М)
28
9. Концепция рационального поведения К. Поппера дополняется концепцией "прагматической рациональности", которую можно описать как подход, который стремится к ясности во всем, однако признает, что связь между явлениями жизни никогда не будет доступна пониманию, никогда не будет полностью рациональной1.
Эти принципы рациональности человеческого поведения корреспондируются с эволюционистской теорией расширяющегося рыночного порядка Ф. Хайека, которую он развивал, находясь более полвека в творческом сотрудничестве с К. Поппером, обсуждая философские и методологические проблемы, а также многие существенные вопросы нашего времени7.
Базой концептуальных построений Ф. Хайека явилась эволюционная эпистемология, позволяющая осмыслить рост и функцию человеческого знания, а также сложные спонтанные порядки, которые его обусловливают. Речь идет об эволюционном развитии традиционных правил человеческого поведения и взаимодействия (языке, праве, рынке, деньгах и т.д.), которые не порождены инстинктом и не являются творением разума, а представляют собой самостоятельный феномен - "между инстинктом и разумом", развивающийся одновременно с развитием разума, а не являющийся его продуктом3.
Концепция Хайека основана на том, что человеческий разум и его возможности не рассматриваются автономно, как факт гносеологического анализа, но как результат процесса эволюционного отбора, как, например, мораль и другие социальные институты. Усвоение правил поведения - это по большей части источник, а не результат интуиции, разума и понимания4. Человек стал мыслящим существом благодаря усвоению традиций, т. е. того, что лежит между разумом и инстинктом. Эти традиции, в свою очередь, ведуг происхождение не от способности рационально интерпретировать наблюдаемые факты, а от привычных способов реагирования. Человеческое сознание - это не только поддающиеся проверке знания о внешнем мире или осуществляемые человеком интерпретации непосредственного своего окружения, сколько способность обуздывать инстинкты. Взращенное и сформированное средой индивидуальное человеческое сознание в свою очередь действует так, чтобы сохранить, развивать, обогащать и разнообразить существующие традиции. Как инстинкт древнее обычая и традиции, так и последние древнее разума: обычай и традиции находятся между инстинктом и разумом - в логическом, психологическом и временном смысле. Управляемые в своем поведении тем, чему научи-
1 См.: Там же, с. 427.
2 См.: Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. М., 1992, с. 10.
3 См.: Там же, с. 22-23.
4 См.: Там же, с. 41-43.
71-220029 <2335x3446x2 М)
29
лись, мы зачастую не знаем, почему мы делаем то, что делаем5.
Рациональность экономического поведения объясняется Ф. Хайеком, исходя из этих предпосылок, и становится возможной не столько благодаря индивидуальному человеческому разуму, сколько благодаря возникновению социальных институтов и правил поведения, которые расширяют его возможности. Прежде всего, речь идет об институте частной собственности, рыночном обмене и других институтах2. Именно в этих условиях стало возможно принятие личных решений, которое составляет основу рационального (в т. ч. экономического) выбора.
Индивидуальный свободный экономический выбор предполагает разграничение индивидуальных сфер контроля над теми возможностями (ресурсами), которые находятся в распоряжении человека. Это в свою очередь становится возможным только при появлении частной (индивидуализированной) собственности, развитие которой закладывает основы для роста расширенного порядка, превосходящего разумение вождя или властителя, равно как и всего коллектива3.
Разумеется, в противопоставлении возможностей индивидуального интеллекта (разума) и неявного знания, заключенного в традициях, "практиках" человеческого поведения, еегь определенное преувеличение. Без сомнения человеческий интеллект способен при определенных условиях и возможностях быть на уровне тех "надрациональных” функций, которые спонтанно реализуют механизмы и институты социальной эволюции. Один из примеров этого - сама концепция расширяющегося рыночного порядка Ф.Хайека, которая возникла и сформировалась в голове конкретного человека. Тем не менее, помятуя об ограниченности индивидуального разума, вполне уместно замечание Ф. Хайека о том, что существует и даже доминирует тенденция переоценивать интеллект и полагать, будто мы должны быть обязаны всеми преимуществами и возможностями, которые дает нам цивилизация, только сознательному замыслу, а не следованию традиционным правилам поведения.
Точка зрения, что можно^ употребив разум, устранить любые остающиеся нежелательные явления посредством все углубляющейся мыслительной рефлексии, все более целесообразных проектов и все более "рациональной координации" предпринимаемых действий, порождает возможность возникновения множества "рациональных утопий", которые являются продуктом индивидуального разума и навязывают обществу порядок,
1 См.: Там же, с. 43-44.
2 См.: Там же, с. 54-68.
' См.: Там же, с. 91.