Ви є тут

Эвристический потенциал качественной методологии в современной российской социологии

Автор: 
Семенова Виктория Владимировна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2000
Артикул:
1000306883
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение.......................................................4
ГЛАВА 1. Особенности качественной методологии: историки -теоретический анализ
1. Гносеологический анализ проблемы...................... 33
2.Теоретическис конструкты, лежащие в основе качественной методологии................................................41
3. Эвристический потенциал методологии
качественного исследования..............................67
3.1. Познавательные возможности
3.2. Объекты исследования
\ 4. Общая стратегия и этапы качественного исследования 79.
5. Логика исследования....................................90
6. Различие конечных целей и теоретические построения
в качественной методологии.............................102
7. Отношение к результатам исследования:
концепция относительною знания........................ 110
ГЛАВА 2. Тенденции развития практики качественных исследований в современной России
1. Общие тенденции современного социологического знания и особенности российской социологии.........................119
2. Периодизация становления практики качественных исследований в России....................................129.
3. Новые проблемные поля в практике качественных исследований..............................................141
2
3.1 .Микроаспскты и микродинамика социальных изменений 143
A. Проблематика новых социальных субъектов Б. Проблематика новых социальных движений
B. Жизненные стратегии в условиях кризиса
3.2. Конструирование культурных миров.................... 161
A. Конструирование фаниц между «своими» и «чужими»
Б. Социокультурный анализ нетипичности
B. Гендерная проблематика
4.Новые ракурсы рассмотрения традиционных
социальных объектов...........................................181
4.1.Временная протяженность существования социальных процессов
4.2.Проблематика физического пространства как социальною
5. Особенности становления и эвристический потенциал российской
школы качественных исследований ...........................203
ГЛАВА 3. Методики качественных исследований, существующие в мировой практике, и их использование в современной России -(1991-1999г.г.)
1. Тактики качественного исследования.........................209
2. Используемые методы и источники информации.................232
Текстовые и визуальные источники информации
3. Практика применения различных тактик в отечественной
социологии................................................249
Заключение.........................................................261
Литература..........................................................265
з
от глобальных обобщений, интерпретативное, а не объяснительное познание социальной реальности и принцип релятивизма но отношению к полученным результатам.
3. Специфика целей социологии в локально-ориеігтярованном
познании состоит в направленности на конструирование социальных типов
или построение социологических мнннтеорнн относительно социальных
субъектов.

4. Качественная методология формирует определенные эмпирические области как специфические проблемные поля. Эго микросоинология, сфокусированная на изучении социальных субъектов как активных рефлексирующих индивидов в конкретных ситуациях социального взаимодействия (социальные иитеракции) путем познания различных видов интерактивного взаимодействия (слова, жесты, разговорные символы и коды коммуникации т.д.). Обращаясь к миру субъектвиости, микросоинология исследует микроаспекты социальных отношений в малых группах или отдельных индивидов; прежде всего процессы конструирования культурных миров и проблемы социокультурного неравенства, а также динамику становления социальных практик.
5. Анализируя интерактивную информацию, социолог осмысливает и интерпретирует особые формы локального существования людей (интерпретативное понимание); он структурирует свои наблюдения, переводит их на язык научных терминов для теоретической интерпретации общих социальных смыслов іти конструирования типических моделей поведения в рамках данного узкого аспекта социальной реальности.
6. Формирование и развитие практики качественных исследований в осени с начала 90-х годов явилось одним из частных проявлений общей енденции к переструктурированию пространства социального знания в течествснной социологии в сторону множественности интерпретаций
26
оциапьной реальности и сосуществования разных теоретических подходов. В амках указанной тенденции оказалось возможным легитимное сосуществование ачественной и количественной парадигмы, что предопределило быстрое азвитие и становление российской школы.
7. Периодический всплеск интереса к качественной методологии тимулируется прежде всего социальным контекстом - резкими социальными зменениями, делающими непригодными традиционные способы изучения оциальных субъектов в ситуации социальной и культурной неопределенности переход от сложившейся системы культурных и социальных нормативов к овым, с неизвестными пока доминантами). Интерес к динамике становления овых процессов и явлении требует переосмысления привычного оциологического аппарата. Курное развитие инновационных технологий оциального поведения с необходимостью требует их изучения глубинными шетру.ментами качественного подхода и интерпретации с позиции соотношения в lux традиционного и новаторского. Социальные последствия развития отдельных •бразцов инновационного поведения в таком исследовании могут быть фосчитанм в качестве прогноза па будущее. Автор аргумезпирует это положение равнительным анализом социально-исторических ситуаций в США в 20-30-е оды (Чикагская школа) и развитием Франкфуртской школы в 30-40-с годы в ермании. Непосредственным социально-историческим фактором популярности :ачественных исследований в России стала ситуация резких социальных пменсний.
8.Становление практики качественных исследований в отечественной щиологни стимулирует переосмысление представления о социальном эостранстве как объекте социологического изучения. Социальное пространство редстает как фрагментарное, вариативное, культурно-сконструированное, олнстнлнстское. Исходя из этого, появляются новые ракурсы изучения эадиционных социологических объектов - они рассматриваются как обладающие
27