Оглавление
Введение.......................................................4
ГЛАВА 1. Особенности качественной методологии: историки -теоретический анализ
1. Гносеологический анализ проблемы...................... 33
2.Теоретическис конструкты, лежащие в основе качественной методологии................................................41
3. Эвристический потенциал методологии
качественного исследования..............................67
3.1. Познавательные возможности
3.2. Объекты исследования
\ 4. Общая стратегия и этапы качественного исследования 79.
5. Логика исследования....................................90
6. Различие конечных целей и теоретические построения
в качественной методологии.............................102
7. Отношение к результатам исследования:
концепция относительною знания........................ 110
ГЛАВА 2. Тенденции развития практики качественных исследований в современной России
1. Общие тенденции современного социологического знания и особенности российской социологии.........................119
2. Периодизация становления практики качественных исследований в России....................................129.
3. Новые проблемные поля в практике качественных исследований..............................................141
2
3.1 .Микроаспскты и микродинамика социальных изменений 143
A. Проблематика новых социальных субъектов Б. Проблематика новых социальных движений
B. Жизненные стратегии в условиях кризиса
3.2. Конструирование культурных миров.................... 161
A. Конструирование фаниц между «своими» и «чужими»
Б. Социокультурный анализ нетипичности
B. Гендерная проблематика
4.Новые ракурсы рассмотрения традиционных
социальных объектов...........................................181
4.1.Временная протяженность существования социальных процессов
4.2.Проблематика физического пространства как социальною
5. Особенности становления и эвристический потенциал российской
школы качественных исследований ...........................203
ГЛАВА 3. Методики качественных исследований, существующие в мировой практике, и их использование в современной России -(1991-1999г.г.)
1. Тактики качественного исследования.........................209
2. Используемые методы и источники информации.................232
Текстовые и визуальные источники информации
3. Практика применения различных тактик в отечественной
социологии................................................249
Заключение.........................................................261
Литература..........................................................265
з
от глобальных обобщений, интерпретативное, а не объяснительное познание социальной реальности и принцип релятивизма но отношению к полученным результатам.
3. Специфика целей социологии в локально-ориеігтярованном
познании состоит в направленности на конструирование социальных типов
или построение социологических мнннтеорнн относительно социальных
субъектов.
•
4. Качественная методология формирует определенные эмпирические области как специфические проблемные поля. Эго микросоинология, сфокусированная на изучении социальных субъектов как активных рефлексирующих индивидов в конкретных ситуациях социального взаимодействия (социальные иитеракции) путем познания различных видов интерактивного взаимодействия (слова, жесты, разговорные символы и коды коммуникации т.д.). Обращаясь к миру субъектвиости, микросоинология исследует микроаспекты социальных отношений в малых группах или отдельных индивидов; прежде всего процессы конструирования культурных миров и проблемы социокультурного неравенства, а также динамику становления социальных практик.
5. Анализируя интерактивную информацию, социолог осмысливает и интерпретирует особые формы локального существования людей (интерпретативное понимание); он структурирует свои наблюдения, переводит их на язык научных терминов для теоретической интерпретации общих социальных смыслов іти конструирования типических моделей поведения в рамках данного узкого аспекта социальной реальности.
6. Формирование и развитие практики качественных исследований в осени с начала 90-х годов явилось одним из частных проявлений общей енденции к переструктурированию пространства социального знания в течествснной социологии в сторону множественности интерпретаций
26
оциапьной реальности и сосуществования разных теоретических подходов. В амках указанной тенденции оказалось возможным легитимное сосуществование ачественной и количественной парадигмы, что предопределило быстрое азвитие и становление российской школы.
7. Периодический всплеск интереса к качественной методологии тимулируется прежде всего социальным контекстом - резкими социальными зменениями, делающими непригодными традиционные способы изучения оциальных субъектов в ситуации социальной и культурной неопределенности переход от сложившейся системы культурных и социальных нормативов к овым, с неизвестными пока доминантами). Интерес к динамике становления овых процессов и явлении требует переосмысления привычного оциологического аппарата. Курное развитие инновационных технологий оциального поведения с необходимостью требует их изучения глубинными шетру.ментами качественного подхода и интерпретации с позиции соотношения в lux традиционного и новаторского. Социальные последствия развития отдельных •бразцов инновационного поведения в таком исследовании могут быть фосчитанм в качестве прогноза па будущее. Автор аргумезпирует это положение равнительным анализом социально-исторических ситуаций в США в 20-30-е оды (Чикагская школа) и развитием Франкфуртской школы в 30-40-с годы в ермании. Непосредственным социально-историческим фактором популярности :ачественных исследований в России стала ситуация резких социальных пменсний.
8.Становление практики качественных исследований в отечественной щиологни стимулирует переосмысление представления о социальном эостранстве как объекте социологического изучения. Социальное пространство редстает как фрагментарное, вариативное, культурно-сконструированное, олнстнлнстское. Исходя из этого, появляются новые ракурсы изучения эадиционных социологических объектов - они рассматриваются как обладающие
27
- Київ+380960830922