Ви є тут

Качественная методология социологического исследования: исследовательские стратегии, экзистенциальный потенциал

Автор: 
Готлиб Анна Семеновна
Тип роботи: 
исследовательские стратегии, экзистенциальный пот
Рік: 
2005
Артикул:
195237
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...................................................... 5
Глава 1. Предпосылки становления качественной методологии социологического исследовании ............................. 29
1. Классическое социологическое исследование как нововременная
форма научного знания................................. 29
2. Анализ предпосылок становления качественной методологии...................................................52
Глава 2. Основные черты качественной методологии 74
1. Понимание природы социального, способ познания и логическая стратегия получения знания.........................74
2. Проблема истины, критерии оценки качества результата,
позиция исследователя в исследовательском '........
процессе.....................................................88
2. Специфические особенности интервью в
качественном исследовании..................................... 96
Глава 3. Направления и целевые задачи качественного социологического исследования................................120
1.Анализ направлений качественных исследовательских практик. 120
2.Целевые задачи качественной методологии................... 135
Глава 4. Исследовательские стратегии качественного социологического исследования............................... 149
1. Grounded theory («обоснованная теория») как исследовательская стратегия................................................... 149
2. Life story («история жизни») как исследовательская
стратегия...................................................... 167
3. Автоэтнография как исследовательская стратегия................. 178
Глава 5. Экзистенциальное измерение качественного социологического исследования............................ 193
1. Анализ понятий «экзистенция « и «экзистенциал».... 193
2. Экзистенциальный опыт социолога в поле качественного исследования.......................................... 209
Глава 6. Опыт* сочетания качественной и количественной «методологий в одном
исследовательском цикле: анализ процесса социально-экономической адаптации населения Самарской области ........................................................... 241
1 .Качественная и классическая методологии социологического исследования: возможность сочетания ................. 241
2.0пыт последовательного сочетания классической и качественной методологий в исследовании социально-
экономической адаптации населения........................248
3. Опыт последовательного сочетания качественной и количественной методологий для анализа представленности смыслов свободы в индивидуальном сознании жителей
области..................................................277
Глава 7. Опыт реализации качественной методологии в автономном формате: описание отдельных граней
явления, которое надо объяснить: ведь в механике физическое тело получает ускорение благодаря предшествующему воздействию силы на него. Изучить причинную обусловленность фактов, явлений - значит установить законы их функционирования, объяснить их. При этом законы - есть отношения сущностей изучаемых явлений: наука всегда отвечает на «что» вопросы,.
В механистической картине мира мир представлялся гигантской машиной, все части которой, существуя отдельно, связаны между собой универсальной взаимосвязью, всеобщей законосообразностью и необходимостью. Человек в такой картине мира - объект среди объектов, вещь среди вещей, подчиненный единым универсальным закономерностям. Научное познание претендует на обнаружение, открытие этих естественных универсальных законов. При этом сама универсальность понимается, на мой взгляд, в нескольких значениях. Прежде всего, универсальные законы - это исчерпывающие, окончательные объяснения в терминах сущностей вещей, не нуждающиеся в дальнейшем обосновании1. Универсальные законы - это законы, верные «на все времена», имеющие значение для всех, в любом месте, в любое время. Они объясняют вещь или события вне культурного исторического контекста. Об этом очень точно сказал Мираб Мамардашвили: «Наука появляется как универсальное измерение человечества - помимо и поверх культурных различий» [16, С.72]. Универсальность законов
проявляется и в том, что гарантируется их применимость за пределами того, что действительно наблюдалось в прошлом и настоящем. Применительно к человеческому поведению или шире - к социальному миру это означает предсказуемость, определенность, порядок. Мир, в котором действуют универсальные законы, это упорядоченный, раз и навсегда данный мир, в котором пет места неопределенности. Вот эта претензия науки на поиск
Доктрина, полагающая , что цель науки - поиск окончательных объяснений в терминах сущностей вещей натыиается в философии науки хссмсиалимоч (essentia с лат.-сушность). Термин принадлежит К. Попперу, отвергающему эссенсиалитм.
универсальных, всеобщих истин, единственных и верных для всех, в XX веке также будет подвергнута резкой критике. Науку обвинят в нормативном давлении и в том, что она производит власть, является формой власти.
Для научного познания характерна определенная «зацикленность» на методах как способах достижения исследовательских задач. Действительно, в повседневной жизни мы, как правило, не выделяем, не анализируем те способы, приемы, с помощью которых получаем «практическое» знание, дающее нам возможность ориентироваться, достигать повседневных- практических целей. Иное дело в научном познании: здесь зачастую даже обнаружение объекта исследования требует использования особых приемов, в частных случаях - особой аппаратуры, особой организации поиска. Поэтому в науке изучение объектов, выделение их свойств всегда сопровождается осознанием метода, с помощью которого этот объект исследуется.
С первых моментов своего существования наука создавала свой особый язык, язык теоретических понятий - терминов, по большей части принципиально отличающийся от естественного языка повседневного общения людей. Однако часто ряд научных понятий все же заимствуется из обыденного языка, метафорически «пересаживается» в научную почву: «метафора в науке умирает, скрывается в понятии, уходит с головой в стоячее болото термина и как бы залегает на его глубине, в самой толще, до которой при желании можно добраться» [17, С. 165]. Многозначность слова, имеющая место в повседневном общении, теряется ради одного единственного смысла, который и «застывает» в термине1. В целом же,
. В самом деле, например, известные всем со школы физические понятия, «полна» и «ядро атома» -примеры таких «умерших» метафор.