ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение................................................. 4
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА
СОЦИОПРИРОДНОГО РАЗВИТИЯ................................. 20
Глава 1. Социально-экологические концепты
антропокосмизма и теории ноосферогенеза.................. 20
§1. Основополагающие принципы русского космизма
как онтологии целостного восприятия мира............ 23
§2. Этические основания доктрины социоприродного
развития в русском антропокосмизме.................. 40
§3. Концептуальные основы становления ноосферы
в контексте экосоциального развития................. 65
Глава 2. Социологическая парадигма социоприродного
развития человека и общества............................. 90
§1. Парадигмальные основания социоприродного
развития............................................ 93
§2. Понятие «социально-экологической системы»...... 118
§3. Базисные ценности социоприродного развития..... 136
РАЗДЕЛ 2. КОНЦЕПЦИЯ ЭКОЧЕЛОВЕКА И ЕЕ
РЕАЛИЗАЦИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ..................... 163
Глава 3. Человек в социоприродном окружении............. 163
§ 1. Экологическая культура и модернизация
антропогенной деятельности......................... 164
§2. Понятие «экочеловека».......................... 184
2
§3. Особенности и социальные факторы формирования
экочеловека............................................. 209
Глава 4. Экологическая политика России
в контексте формирования экочеловека.......................... 245
§1. Содержание и основные черты современной
экологической политики.................................. 247
§2. Исторические особенности становления
российской экополитики.................................. 267
§3. Тенденции социоприродного развития России
в аспекте формирования экочеловека...................... 285
Заключение.................................................... 317
Приложение 1. Схема экологического комплекса.................. 327
Приложение 2. Схема расширенной структуры экологического
комплекса............................................... 328
Приложение 3. Модель социально-экологической системы.......... 329
Приложение 4. Проявления социальной активности
в структуре деятельности экочеловека.................... 330
Приложение 5. Схема формирования экочеловека...................331
Приложение 6. Структурно-функциональная модель
непрерывного экологического образования..................332
Приложение 7. Экологическая доктрина РФ....................... 333
Литература.................................................... 358
з
дучи субъектом своего развития, отвечает тем или иным образом человеку на его воздействия и адаптируется к ним, а не только представляет собой пассивный полигон для человеческого вторжения и потребительства.
3. Из предыдущей посылки вытекает вопрос о пределах свободного, безопасного для общества доопределения природы человеческой цивилизацией. Цивилизация, в понимании антропокосмистов, предполагает частичную подмену, а порой и подавление естественной природы искусственной, созданной самим человеком для удовлетворения своих потребностей. Антропокосмисты ставят вопрос о том, насколько велик риск наращивания этой искусственной природы и каковы его, безопасные для жизни людей пределы. Эта проблема получила название «проблема устойчивости жизни», данное Вернадским.
4. Возникновение человеческого разума и общества, по убеждению антропокосмистов, есть необходимая ступень развития природы, неизбежное проявление ее закона.
5. Разум человека, утверждают антропокосмисты, постоянно эволюционирует, не останавливаясь в своем развитии, и человек еще далек от осознания истинной системы связей между природой и обществом.
Попробуем выделить основные различия в понимании системы взаимоотношений общества и природы, отмеченные нами в ходе изучения теорий русских антропокосмистов.
Значительное место в теориях антропокосмизма занимает тема возможности выхода разумных существ за пределы своей планеты, в космическое пространство. Эта идея присутствует как у Федорова, так и у Циолковского. Однако она развивается у этих мыслителей в различных направлениях. Федоров говорит о заселении солнечной
37
системы именно воскресшими поколениями человечества, которым не хватает уже места на поверхности Земли (Земля, по его убеждению, станет главенствующей планетой в системе космоса). Циолковский же миссию межпланетных перемещений отводит высшим и более совершенным по сравнению с людьми существам, согласующимся в своей деятельности с «абсолютной волей Вселенной». Однако оба автора признают необходимость управления сложной космической системой, неизбежность наличия управляющего центра.
Нетрудно заметить, насколько важна для антропокосмистов тема зависимости земных процессов от солнечной активности. Как Федоров, так и Чижевский подчеркивают эту значительную зависимость. Однако они предлагают разные пути приложения знаний человека об этом факте. Федоров убежден, как мы помним, в возможности человечества активным образом воздействовать на электромагнитные явления на Земле, а позднее — и во всей солнечной системе, заселенной людьми. Это воздействие должно осуществляться через созданные из космического вещества проводники энергии Солнца. Чижевский же не говорит о каком-либо воздействии на электромагнитные силы Солнца, но развивает мысль о необходимости глубочайшего осмысления и обдуманного использования закономерностей его влияния на земные процессы, в первую очередь, на поведение масс людей. Это необходимо для разумного управления человеческим обществом, наиболее благоприятного для общественного развития использования знаний о различных периодах солнечной активности, а значит, активности масс.
Если говорить о взглядах на место в природе человеческого разума, то можно выяснить, что совершенно особое место ему отводит Чижевский. Он говорит о конкретных прикладных задачах знаний
38
- Київ+380960830922