Ви є тут

Социологический подход к стратегиям социализации личности в концепции Э. Эриксона

Автор: 
Яшина Мария Николаевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
195160
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение..................................................................3
Глава 1. Понятие социализации в теории личности..........................10
1.1 .Социализация личности как проблема социологического
исследования.............................................................10
1.2. Теоретико-методологические основания социологической концепции
Э.Эриксона...............................................................31
ГЗ.Социалнзация в процессе жизненного пути личности в концепции Э.Эриксона...............................................................44
Глава 2. Стратегии социализации личности....................................79
2.1. Идентичность как результат социализации личности..,,,,,................80
2.2. Идеологические факторы социализации...................................110
2.3. Стратегии социализации личности на примере психоисторических
исследований...............................................................131
Заключение..........................................................153
Библиография........................................................161
Приложение 1.........................................................176
Приложение 2.........................................................177
Приложение 3.........................................................178
3
Введение
Актуальность темы исследовании. Последнее десятилетие века минувшего и начало нынешнего столетия являются для России временем перемен, которые затронули социально-экономические, политические, ценностно-культурные основы общества. Сложившаяся ситуация требует осмысления и выработки продуктивных стратегий социализации в современном российском обществе. Попытки решения этой проблемы предпринимаются в области социологии, накопившей большой теоретический и эмпирический материал по вопросам социализации личности.
Процесс социализации изучался учеными с разных точек зрения, в разных группах. Сложившаяся ситуация в нашей стране создает предпосылки для более детального анализа зарубежных концепций социализации, которые формировались в период активных преобразований 60-70-х годов XX века в Европе и США, рассматривающих особенности взаимодействия личности и общества в кризисный период.
К таким концепциям относятся научные взгляды американского социолога и психолога Эрика Эриксона (Erik H.Erikson) (1902-1994). Э. Эриксон в своем творчестве воплотил междисциплинарный подход в изучении взаимодействия индивида и общества, создав на основе проведенных полевых и клинических исследований концепцию развития личности.
В российской истории социологии анализу подхода Э. Эриксона к процессу социализации личности, как и исследованию его идейного наследия в целом уделяется явно недостаточное внимание, особенно если учесть, что Э. Эриксон - одна из наиболее значимых фигур в зарубежной социологии и психологии XX столетия, а его идеи оказали и продолжают оказывать влияние на различные направления социологии и психологии.
Изучение творческого наследия Э. Эриксона, предложившего оригинальную концепцию социализации личности, может стать плодотворным для обогащения социологического наследия.
17
удаления тех или иных элементов в системе личности. В непрерывном процессе коммуникации новичок избирательно вводит в свою систему образцы и шаблоны поведения, санкционированые его группой. Формирование общих значений происходит благодаря сходным биологическим качествам человеческих существ таким, как правильное функционированию сенсорных органов, систематические и однообразные реакции других людей при решающей роли символической коммуникации. С его точки зрения, социализацию необходимо рассматривать как процесс постоянной адаптации организма к его окружению. Несмотря на уникальность каждого человека, действующего в определенных исторических условиях, процесс социализации у людей одинаков и состоит из общих элементов таких, как самосознание, . развитие самоконтроля, в результате которых возникает личностная определенность1.
Один из последователей интеракционизма, создатель «драматургического подхода» Эрвин Гофман рассматривал социализацию «как обретение и воссоздание индивидом в процессе своей общественной жизнедеятельности бесконечного ряда ситуационных образов и социальных характеров^. В процессе социализации возникает внутренняя самотождественность, которая формируется в результате исполнения социальных ролей и презентация через них себя. Результатом таких взаимодействий является контроль участников • взаимодействия как один из результатов социализации. Создание многочисленных ситуационных образов «себя» с целью адаптации к социальным правилам игры, сохранения социальной самоопределснности и защищенности является, с точки зрения Э. Гофмана, основным содержанием «вторичной социализации» индивида в современном обществе.
Концепции социализации, развивающиеся в рамках интеракционизма, рассматривают социализацию личности как процесс взаимоотношения личности и общества, делая упор на микрофакторы социализации, что приводит
1 Шнбугаии Т. Социальная психология. - Р-н-Д., 1999.
2 Галеев З.Г. Теоретико-методологические аспекты социализации личности. - Казань: Издательство КФЭИ, 1998. - 128 с. - С. 52, Coffman Е. The Presentation of Self in Everyday Life. - N.Y., 1959.
18
к определенным ограничениям в ее анализе, при котором общесоциальная или историческая детерминация процесса, как правило, игнорируется.
Эмиль Дюркгейм, оказавший самое непосредственное влияние на формирование таких теоретических направлений как структурный функционализм и культурная антропология, рассматривал процесс социализации как тождественный воспитанию и указывал на влияние общества на человека. Социализация членов общества опирается на некий идеал человека, который является в некоторой степени универсальным для всех. Функции социализации состоят в формировании у личности таких характеристик, способствующих нормальному функционированию, и являющихся необходимыми для нее как члена общества.
Взгляды Т. Парсонса, одного из известнейших представителей структурного функционализма, на формирование которого оказали влияние идеи Э. Дюркгейма и М. Вебера, являются наиболее ярким выражением социологического подхода к проблеме социализации в американской науке. Социализация определяется им как «единый сложный процесс, посредством которого личности становятся членами социетального сообщества и поддерживают этот статус»', и основана на том, что взаимоотношения между системой и личностыо строятся на мотивации участников, вовлеченных в адекватные социальные действия и поощрении такого участия. Поэтому мотивация является основной потребностью, которую требует социальная система от личности. Парсонс выделяет три аспекта этой потребности: «во-первых, самые общие обязательства, вытекающие из принятия центральных ценностных образцов, напрямую относящиеся к религиозной ориентации; во-вторых, подуровень личности, формирующийся в процессе ранней социализации, связанный с эротическим комплексом и мотивационной важностью родства и других интимных отношений; в-третьих, непосредственные инструментальные и неинструментальные действия
1 Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взанмоотношсння//Амсриканская соииолошческая мысль: Тексты /Под ред. В.И.Добренькова. - М.. 1996.- С. 503.// Подробнее см. Громов И.Л., Воронцов Л.В.. Маиксвич А.Ю. Социология: XIX-XX в.в.- Учебное пособие. - СПб., 1997.