2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...................................................3-18
Раздел 1. Маркетинговый мониторинг как особый
вид социологического исследования................19-50
Раздел II. Объект, функции и методы маркетингового
мониторинга системы образования..................51-94
Раздел III. Опыт маркетингового мониторинга
образовательных услуг...........................95-136
Заключение..............................................137-144
Список использованных источников и
литературы..............................................145-165
Введение Актуальность темы исследования.
Вместе с изменением социально-экономических отношений, становлением рынка в России входят в жизнь все необходимые атрибуты рыночной экономики, включая такой первостепенный фактор самоокупаемости и залог процветания, каковым по праву является маркетинг. В орбиту применения маркетинговых, мониторинговых методов исследования спроса и предложения товаров и услуг постепенно входят все экономические институты, успешно функционирующие или только собирающиеся занять свою нишу, или утвердится на определенном сегменте рынка.
Если маркетинг уже достаточно продолжительное время применяется в бизнесе, экономике, рекламе, то образование и коммерция еще недавно воспринимались общественным мнением как антагонистические понятия. В общественном сознании россиян присутствовало устойчивое предубеждение против коммерционализации образовательной сферы. Возможно, что здесь сыграла свою роль инертность мышления или это стало защитной реакцией на непродуманные действия некоторых пионеров коммерции в сфере образования. Однако по мере внедрения в российскую действительность законов рыночной экономики и рыночного мышления можно констатировать значительные изменения в отношении населения к вопросам оказания платных образовательных услуг.
За короткий отрезок времени в РФ сложился рынок образовательных услуг и продуктов (ОУП). Сформировалась сеть государственных, муниципальных, частных, совместных, отечественных и зарубежных учреждений, предлагающих широкий набор разнообразных способов получения разностороннего образования, способного удовлетворить самые изысканные вкусы. По мере расширения и углубления рыночных отношений растет зависимость образовательных учреждений всех форм собственности и
15
ориентированных на удовлетворение потребностей потребителей, анализ и прогнозирование образовательных услуг;
- проведена систематизация мониторинго-маркетинговых проблем российской системы образования, выявлена ее зависимость от организационноэкономических, кадрово-управленческих, рыночных механизмов и факторов. Зафиксирован дефицит социальности образования, его недостаточная ориентированность на общезначимые для каждого человека, общества, государства ценности и критерии, акцентуация и даже доминирование ведомственных элитарно-эгоистических интересов;
- установлено, что отечественное образование нуждается прежде всего в маркетинговой стратегии - национальной доктрине образования, определении с использованием возможностей мониторинга векторов наполнения и развертывания социальной значимости образования. Показано, что вне единого доктринального стержня, без рассмотрения образования как открытой системы, во всем многообразии многоуровневых социальных связей с обществом нельзя строить новое содержание образования, определиться с государственным стандартом образования, базисными учебными планами, образовательными программами, нельзя, наконец, (и это хорошо показал неудачный многолетний опыт работы над концепцией реформирования образования) соединить в единую доктрину разные подходы, разное видение будущего образования в России;
осуществлена эмпирическая апробация маркет-мониторинговых методов и методик исследования системы образования, образовательных учреждений и услуг в г.Москве, ряде других регионов, выявлены “продвинутые” и “болевые” точки (звенья, сегменты, институты) образовательной сферы, сформулированы рекомендации по диагностированию и коррекционно-упреждающему воздействию на поддержание и развитие отечественного образования;
16
- предложена структура маркетинговой мониторинговой службы в системе образования, основанная на исследовательски-прогнозно-организационном типе отношений, аналитико-управленческих функциях работников службы.
Практическая значимость работы состоит в том, что исследование доведено до конкретных рекомендаций по формированию информационнометодической базы маркетинговых мониторинговых исследований в сфере образования. Результаты могут быть использованы для повышения эффективности функционирования государственных и коммерческих образовательных учреждений, совершенствования содержания образования, его организационно-экономического, научно-управленческого обеспечения, развития маркетинговой и информационной культуры и повышения эффективности работы.
Результаты исследования использовались при организации мониторинговых маркетинговых исследований независимой ассоциации “Социальный мониторинг”, лабораторией психолого-педагогического и социального мониторинга МГПУ, Московским городским центром тестирования. Разработанный подход к построению маркетинговой системы мониторинговых показателей был применен при исследовании системы образования в г.Москве, анализе состояния и путей совершенствования системы образования в РФ, выявлении личностных и профессиональнопсихологических качеств победителей конкурса “Учитель года России - 1997”.
Разработаны курс лекций для слушателей системы переподготовки и повышения квалификации кадров системы образования: “Мониторинговые индикаторы образовательных услуг”, программы научно-практических спецсеминаров и спецкурсов. Методика и результаты маркетингового мониторинга системы образования широко публиковались в печати (См. Учительская газета. Вып. “Москва” № 6-10, 1998г.).
- Київ+380960830922