Ви є тут

Становление социологии морали: социолого-исторический анализ

Автор: 
Кирилина Татьяна Юрьевна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2009
Артикул:
290962
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ........................................................ 3
Глава 1 Методологические проблемы современной 24
социологии морали...............................
1.1 Современное состояние социологии морали: 24
критический дискурс.............................
1.2 К проблеме объекта и предмета социологии морали 42
1.3 Особенности и возможности исследования морали 78
социологическими методами.......................
Глава 2 Формирование, развитие и современное 101
состояние исследовании нравственных проблем в зарубежной и отечественной социологии.........
2.1 Становление и развитие зарубежной социологии 101
морали..........................................
2.2 Особенности развития отечественной социологии 131
морали..........................................
2.3 Социальная типология личнос ти................... 155
Глава 3 Социология морали: исследовательская 178
практика........................................
3.1 Критический анализ нравственного состояния 178
российского общества в контексте социальной реальности......................................
3.2 Оценка нравственных норм и идеалов различными 202
социальными группами.........................
3.3 Динамика ценностных ориентаций россиян........... 223
3.4 Совесть и толерантность как объекты социологии 247
морали .........................................
Заключение..................................................... 297
Список использованной литературы............................... 309
Список использованной литературы на иностранных языках... 340 При ложения.................................................... 344
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследовании. В наше время кардинальным образом трансформируются экономические, идеологические и нравственные основы жизни российского общества. Без отслеживания, осмысления основных тенденций этих изменений невозможно эффективное познание и, следовательно, управление этими процессами.
Если в сфере экономики и политики проводятся крупномасштабные исследования как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне, то в духовно-нравственной сфере серьезных, репрезентативных исследований значительно меньше. Это объясняется, во-первых, тем, что многие эмпирические исследования морали не опираются на глубокие методологические разработки. Во-вторых, до сих пор продолжаю тся споры о возможности социологического исследования нравственных проблем, вызванные спецификой феномена морали - ее внеииституциональным характером.
В этой связи для современною отечественного социологического дискурса всё более актуальным становится анализ уровня разработанности теоретико-методологических основ социологии морали, выявление методологических проблем её современного состояния и перспектив развития.
Чтобы оценивать нравственную сторону принимаемых решений, их моральность, предупреждать аномию, важно обладать необходимыми знаниями о реальном функционировании морали в обществе. Крайне высока потребность исследования духовно-нравственных основ российского общества, необходимо стимулировать работы в этом направлении, подведя под них серьезную методологическую основу.
Эффективность воздействия на нравственную обстановку в обществе возможна только в том случае, если достаточно глубоко исследованы истинные механизмы формирования нравственного сознания и
38
поиска, каковые также не остаются неизменными. Общенаучные принципы разрабатываются в логике и методологии научного исследования, являются, таким* образом, следствием продвижения общенаучной методологии. Эти подходы дают методологический инструмент прогнозирования будущего развития морали и его особенностей. Методологическое многообразие и развитие междисциплинарного подхода представляют собой основную тенденцию теоретико-методологических и эмпирических исследований в
социологии морали. Одной из ее важнейших задач остается определение основных методологических принципов, способных стать реальной основой для социологического изучения нравственной сферы общества. Принцип (от лат. рппЫршт - 'основа, начало') - в субъективном смысле основное положение, предпосылка, в объективном смысле исходный пункт, первооснова; 2) основополагающее теоретическое знание, не являющееся ни доказуемым, ни требующим доказательства [1.330].
Важнейшими методологическими принципами социологического анализа морали, по мнению автора, служат: принцип историзма, принцип объективности, принцип системности, принцип социального детерминизма и принцип эмпиризма, которые обладают определенной спецификой при исследовании нравственных проблем.
Принцип историзма предполагает изучение морали в процессе сё возникновения, становления и развития, а также учет взаимодействия в процессе функционирования морали как общих закономерностей, гак и своеобразных конкретных обстоятельств. Социология использует в качестве инструмент познания логику истории, которая позволяет понять современное состояние морали в обществе и вместе с тем дает руководство к правильному осмыслению исторических фактов и параллелей.
Используя принцип историзма, социология морали имеет возможность исследовать внутреннюю динамику моральных явлений и процессов, определить уровень и направление их развития и объяснить тс особенности,
39
которые обусловлены их исторической связью с другими явлениями и процессами.
По своей логической структуре историческое исследование включает приемы сравнения, построения гипотез, обобщения, дедукции. Историзм тесно связан с пониманием противоречий как движущих сил изменения сложившихся отношений, которые обнаруживаются во взаимодействии потребностей и интересов соответствующих социальных общностей.
13 методологическом плане крайне важным является изучение нравственных процессов с точки зрения принципа объективности, с учетом закономерностей, которыми эти процессы определяю гея. Принцип объективности характерен для весьма существенной части социологической традиции, заложенной еще О. Контом и Э. Дюркгеймом. Каждое явление рассматривается как многогранное и противоречивое. 13 соответствии с данным принципом мораль исследуется такой, какой она является в реальности. Изучается вся система фактов, как положительных, так и отрицательных, выявляются закономерности взаимодействия морали с другими элементами.
Социология морали, анализируя мораль как систему ценностей, должна опираться на принцип системности. Данный способ научного познания практической деятельности исследует отдельные части какого-либо явления в непрерывном единстве с целым. Системный подход - способ научного познания и практической деятельности, при котором отдельные части какого-либо явления рассматриваются в неразрывном единстве с целым. Системный подход сформировался путем конкретизации принципов материалистической диалектики при изучении сложных объектов и получил распространение в социологии во второй половине XX в. Основным понятием системного подхода выступает система, которая обозначает определенный материальный или идеальный объект, рассматриваемый как сложное целостное образование. В связи с тем, что одна и та же система