Ви є тут

Креативность социального действия в современной социологической теории: анализ прагматистских и неопрагматистских концепций

Автор: 
Пенькова Маргарита Рафаильевна
Тип роботи: 
анализ прагматистских и неопрагматистских концепц
Рік: 
2006
Артикул:
195267
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение..................................................................3
Глава 1. Предпосылки формирования идеи творческого действия в философской традиции.....................................................16
1.1. Философский подход к изучению творческой составляющей действия.. 16
1.2. Анализ методологических трудностей в объяснении действия в аналитической философии..............................................39
Глава 2. Проблема креативности в социологической теории..................63
2.1. Классики социологии: К.Маркс, М.Всбер и Э.Дюркгейм о человеческой способности к созданию новых форм действия...........................63
2.2. Идеи креативности в феноменологическом и бихевиористском направлениях.........................................................78
2.3. Концептуализация понятия креативности в прагматистских теориях действия.............................................................87
Глава 3. Неопрагматистский синтез в теории социального действия.........108
3.1. Теория креативного действия Х.Йоаса..............................108
3.2. "Реляционная прагматика" М.Эмирбайера и Э.Мише...................145
Заключение.............................................................176
Библиографический список использованной литературы......................188
Введение
Актуальность изучения креативности социального действия.
В последнее время появляется значительное количество работ, посвященных анализу социального действия. Но данное понятие, несмотря на его центральное значение для социологии, до сих пор остается одним из самых запутанных и трудно применимых не только в эмпирических исследованиях, но и в создании теоретических конструкций. Кроме того, большая часть существующих концепций не дает ответа на вопрос - каким образом возникает новое действие. Во многом это связано с тем, что мало известны подходы, альтернативные доминирующей доктрине интенционалистского объяснения. Большинство существующих теоретических подходов и проводимых эмпирических исследований опираются на интенционалистское понимание действия, согласно которому внутренние состояния человека являются причинами, побуждающими его к активности. Интенции, цели, планы, мотивы выступают определяющим элементом в изучении деятельности и построении объяснительных моделей.
Действительно, осознанность и интенциональная ориентированность являются необходимыми компонентами, отличающими действие от поведения, что в свою очередь позволяет ввести их в научный анализ. Но отождествление интенций с причинами и более того, с результатами действия накладывает ограничения на возможность изучения сложного, многоаспектного феномена действия и лишает его реального содержания.
По существу, интенционалистский подход выступает как детерминистский, принуждающий субъекта действовать только на основе сознательно сформулированной цели, что не допускает вероятности свободы маневрирования, привнесения в сложившиеся формы деятельности иных способов преобразования окружающей реальности. Принципиальным источником новизны и спонтанности при таком подходе может служить лишь игра индивидуального воображения. Модель рационально действующего
интенции, обосновал трактовку осмысленного исполнения как «следования правилам». Большинство представителей аналитической философии получили толчок для развития своих рассуждений именно от этого знаменитого философа. В своей известной работе «Логико-философский трактат» он обосновал связь фактов с мыслями. Знаки и символы языка, утверждает философ, «являются фактами, посредством которых мы создаем для себя образы фактов» [102, с. 466]. Языковое предложение наделяется Л.Витгенштейном смыслом, который является образом фактической ситуации. Поэтому языковое предложение и присутствующий в нем смысл есть образ, отображающий и выражающий действительность.
Многие ученые, основываясь на идеях Л.Витгенштейна, создали стройные теоретические конструкции. Наиболее продуктивной из поздних философских теорий по изучению действия и критике интенционалистских интерпретаций является концепция Дж.Л. Остина. Будучи представителем лингвистической философии, он концентрируется на изучении обыденного языка. Задача философии, по его мнению, состоит как в детальном прослеживании нашего «обыденного употребления слов, так и в некотором его прояснении» [102, с. 490].' Он обращается к изучению неточностей в употреблении таких слов и выражений, как «знать», «истинный», «помилование», «совершать действие». Его вклад в теорию действия состоит в попытке прояснить действия, осуществляемые с помощью слов.
Дж.Л. Остин считает, что выражение «осуществление действия» или «осуществление чего-либо» все еще остаются мало изученными в философии. Чаще всего «осуществление действия» понимается как произведение физических движений с помощью различных частей тела, но это равнозначно тому, что «сказать что-то», стало быть, произвести движения языком. Даже самые простые, на первый взгляд, действия, утверждает Дж.Л. Остин [см.: 112, р. 179], нельзя сводить к физическим движениям, так как кроме телесной составляющей, в них присутствует сложный внутренний механизм (намерения,
мотивы) и осуществляется сбор информации, оценка ситуации, анализ первоисточников, планирование, контроль над исполнением и др.
Другой философ, испытавший влияние Л.Витгенштейна - это Г.Х. фон Вригт. Он считает, что при описании человеческих поступков необходимо учитывать динамический аспект, а не только статический. Более того, Г.Х. фон Вригт говорит о необходимости использования временной логики. Эта идея созвучна ряду современных социологических теорий действия (Т.Парсонс,
А.Шюц, М.Эмирбайер, Э.Мише).
Для объяснения человеческой деятельности наиболее адекватным, Г.Х. фон Вригт считает каузальный анализ. Основой каузального анализа служит схема [12, с. 17]
(11 Т (62 Т (63 Т...)...) или (11 & о (12 & о (13 о & ..., б/ - это описание полного состояния, Т (или о) - оператор, позволяющий описывать истории в самом объектном языке.
История - это функция, сопоставляющая каждому моменту времени некоторое полное состояние. Изменение в описанной схеме означает переход из одного полного состояния в другое, или иначе, начало новой истории. Вмешательство человека дает возможность менять ход истории, то есть именно человек способен творчески переводить одно состояние в другое. Г.Х. фон Вригта интересует, каким образом осуществляются подобные изменения, поэтому он обращается к анализу человеческого действия. Он формулирует несколько определений действия. Первый вариант характеризует действие как некоторую процедуру, например, выраженную в императиве «открыть окно». Во второй версии, в действие включается контекстуальный аспект, определение приобретает следующий вид: «агент а в обстоятельствах о делает так, что имеет место р» [12, с. 19]. В третьем способе дефиниции, действия рассматриваются как результаты. При этом учитывается, что система, на которую воздействует субъект, имеет свою историю, и смена одного полного состояния другим происходит без воздействия субъекта.