ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................3
РАЗДЕЛ I. Паблик рилейшнз как объект социологической науки.........14
РАЗДЕЛ II. Воздействие PR на преобразование экономической жизни
современного российского общества.......................48
РАЗДЕЛ III. Влияние PR на изменения в социально-политической сфере
общественной жизни......................................76
РАЗДЕЛ IV. PR в социокультурном процессе современной
России.................................................114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................155
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................160
ПРИЛОЖЕНИЕ.........................................................178
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования проблем паблик рилейшнз (ПР) обусловлена прежде всего тем, что в современных российских условиях актуально все, имеющее отношение к рыночным механизмам, закономерностям их генезиса, функционирования и развития. Тем не менее, реальная проблема, встающая перед исследователем - это не простая констатация актуальности исследования ПР, а выявление наиболее перспективных направлений его изучения. Несомненно, что к их числу относится проблема происхождения ПР, его генезиса, условий и факторов его становления.
Паблик рилейшнз является составной частью рыночной экономики. С ее помощью не только осуществляется нормальная работа предпринимателя, управление, реклама и сбыт, но и достигается гармония во взаимоотношении фирмы как с рабочими, ближайшим окружением, так и с обществом в целом. Требуется такой ПР, который строился бы на принципах нравственности. Компетентность и профессионализм работников ПР - условие «чистой» политики, это равенство между политикой с одной стороны, нравственностью - с другой.
Паблик рилейшнз уже играет важную роль в политической жизни, нашего общества. В связи с этим задача заключается не только в том, чтобы содействовать ее прогрессу, развитию. Требуется подвести под нее соответствующую идеологию, подготовить профессионалов в этой области, и что особенно важно для политики: не отступить в отношении нравственности.
Трудно переоценить значение РЯ-деятельности в развитии современных российских социокультурных процессов. Паблик рилейшнз способны инициировать процесс структурной перестройки отдельных слагаемых общественной жизни, та-
3
полной информированности.1 Именно эта интерпретация переходит из одного пособия в другое как обязательный афоризм. Это наиболее универсальное и лаконичное сущностное понимание паблик рилейшнз. Ключевыми для понимания ПР здесь являются информация, общественное мнение, коммуникация, согласие и связь.
Большинство специалистов у нас в стране и за рубежом подчеркивают связь паблик рилейшнз с бизнесом и маркетингом. Сегодня со всей определенностью можно сказать, что и у нас в стране паблик рилейшнз — это бизнес. За это получают приличные деньги. С помощью ПР сколачиваются целые состояния. Связи с общественностью превращаются в своеобразный рыночный товар. Не случайно, что паблик рилейшнз раскрывают через понятие маркетинг и мерчандайзинг. Если английское мерчандайзинг можно перевести как процесс купли и продажи товара, то маркетинг - это более сложное понятие. Дословно оно переводится как «рыночная деятельность». Это своеобразный рынок покупателя, социальное взаимодействие в рыночных отношениях, социальный взаимообмен.2 Можно сказать, что если мерчандайзинг - это рынок продавца,.то маркетинг - это рынок покупателя. Главным действующим лицом является не продавец, а покупатель, действия от его имени, которые приводят к обоюдной выгоде как покупателя, так и продавца. Это социальное взаимодействие, взаимообмен, который устраивает всех.
Понятие маркетинг употребляется применительно к самым различным сферам деятельности, в том числе используется для обозначения определенной деятельности в политической жизни. Отсюда - политический маркетинг, где также необходимы контакты с общественностью, известность, гласность, популярность, общественное мнение. В основе политического маркетинга - имиджмейкерство. В свя-
1 См.: Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1990. С.11, 17.
2 См.: Хисамутдинов С.Р. Социальные роли и функции маркетинга в условиях становления рыночной экономики. Казань, 1999. С.11, 25 и др.
17
зи с этим термин «паблик рилейшнз» не ограничивается сферой бизнеса. Это установление связей и контактов с обществом и общественностью через СМИ, с помощью самых разнообразных, в том числе политических, средств. Это многократная деятельность, проведение целенаправленных кампаний, в результате чего устанавливаются контакты с общественностью, происходит своеобразное «наведение мостов» в нужном направлении.
Термин паблик рилейшнз является американским изобретением. Как и многие другие термины в нашем социальном и политическом лексиконе, он появился в качестве заимствования. Это «калька», которая первоначально неуверенно, не сразу проникла в наше общественное сознание. Сегодня отечественные специалисты говорят о легитимности терминологии у нас в стране и выделяют логически синонимический ряд: «связи с общественностью = паблик рилейшнз = ПР».1
Наличие синонимов не снимает, как нам представляется, терминологических нюансов. «Связи с общественностью» - это более официальный термин, норма русского языка и чаще всего обозначает подразделение правительства, коммуникацию. «Паблик рилейшнз» - это агентство или служба, которая занимается этим в качестве бизнеса, а ПР - чаще всего используется тогда, когда речь идет о технологиях, которые не всегда соответствуют представлению о должном и нравственном. Термин стал обозначать у нас деятельность по информированию общественности о наиболее значительных событиях политической жизни или по отношению к тем событиям, которые в силу своей экстраординарности привлекают всеобщее внимание. Чаще всего паблик рилейшнз создают событие, а затем его комментируют, формируют вокруг события соответствующее общественное мнение, как бы «подают» его обществу.
В западной литературе насчитываются сотни определений, которые охватывают «паблик рилейшнз» как систему и деятельность. На 70-е годы только в амери-
1 Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. Сиб., 2002. С. 18.
18
- Київ+380960830922