Ви є тут

Социально-правовые идеи и концепции в истории отечественной социологии

Автор: 
Крахмалев Дмитрий Борисович
Тип роботи: 
диссертация д-ра социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
195118
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..................................................3
Раздел 1. Место и роль социально-правовых исследований в
социальном знании........................................24
Раздел 2. Основные социально-правовые идеи и концепции отечественных социологов второй половины XIX - начала XX
века.....................................................70
Раздел 3. Социально-правовой подход в исследовании проблем
советского общества.....................................146
Раздел 4. Развитие традиций социально-правового анализа в
современной отечественной социологии....................183
Раздел 5. Социально - психологические аспекты процесса взаимодействия права и личности в условиях формирования
гражданского общества...................................219
Заключение..............................................252
Список использованной литературы........................265
ВВЕДЕНИЕ
Сохранение преемственности в развитии научного знания и поиск методов исследования, адекватных новым социальным реальностям развития общества, обусловливает интерес к истории социологии.
Проблемы, связанные с выяснением места и роли государства и права в развитии общества, а так же с характерными социальными последствиями принимаемых социально-правовых решений (последствий воздействия норм права на общественные отношения), продолжают оставаться актуальными для современного периода в развитии России.
Научное, творческое осмысление методологических подходов, социально-правовых идей и теорий, выяснение их роли и значения в исследовании сложных социально-правовых процессов и явлений современного этапа развития российского общества на основе преемственности формирования и развития традиций науки социологии в системе мировой и отечественной теоретической социальной мысли, в особенности классического периода развития социологической науки, актуализирует обращение к научному творческому наследию социальных мыслителей прошлого.
Объяснение, интерпретация, проникновение в современные социально-
3
граждан государства. Но при этом индивид (гражданин) должен подчиняться воле государства и это подчинение представляет для него основную социально-правовую обязанность, а общество призвано в своей внутренней организации, согласовываться с естественной природой человека, что позволит, в конечном счете, добиться гармонии между обществом, государством и индивидом.
Как видно, в этих рассуждениях прослеживается стремление Демокрита не только рассмотреть, но и предпринять попытку прогнозирования путей развития общества через призму таких категорий как соотношение свободы выбора гражданином рода деятельности и императивными требованиями государства. Иными словами, в воззрениях Демокрита присутствует идея социально-правовой модели взаимоотношений: «гражданин - государство - общество» и задача по уяснению на этой основе потенциальных возможностей позитивного влияния общества на характер и механизм государства.
В историческом контексте подход к рассмотрению и анализу общественных процессов и явлений с позиций взаимоотношений общества, индивида и государства, становится постепенно все более типичным для мыслителей, философов, юристов, внимание которых все более привлекают социально-правовые аспекты функционирования государства и права. Вполне понятно, что такие взгляды берут свое начало с устоявшихся традиций понимания в данном типе общества добра, добродетели, любви к ближнему и других нравственных критериев, в том числе, и утопического толкования нравственных ценностей. Иными словами, традиции социальноправового анализа формируются в качестве такого аспекта, который позволяет рассматривать события и явления общественной жизни на основе изучения особенностей государства и права, «взятых» в процессе их
27
взаимодействия с обществом, и его институтами, гражданами, их объединениями. Как известно, нередко воззрения носят декларативный характер и отражают порой лишь надежды мыслителей на лучшее будущее.
Нельзя не отметить, что многие надежды наших современников также во многом базировались на обещаниях государства, которые, как выяснилось, носили все-таки утопический характер.
В самом деле, в исторической ретроспективе, равно как и в политической перспективе, процесс утверждения в обществе общечеловеческих ценностей носит сложный и проблематичный характер и, как правило, имеет тенденцию «разрушаться» при «жестком» столкновении с организованным насилием, исходящим от государства, с силой государственного принуждения, с навязыванием государственным аппаратом своей воли. Отсюда, становятся понятными представления социально-правовых мыслителей древнего и современного мира о демократии, о гуманной власти, основанной на добродетели. Так, во взглядах Демокрита мы находим пространные рассуждения о демократии как о механизме способном обеспечить приход к власти наиболее достойных членов общества1.
Вместе с тем, внимательный анализ содержания этих и других социально-правовых идей Демокрита, показывает, что они тесно связаны, с одной стороны, со стремлением к утверждению принципов справедливости во власти, при условии ее реализации достойными членами общества, а с другой, с принадлежанием именно государству исключительного права устанавливать в обществе определенный порядок отношений, обязательные варианты поведения граждан. Такие воззрения в историческом отношении, носят достаточно устойчивый характер и по существу остаются
1 См.: Лурье С.Я. Демокрит. Тексты. М., 1970. С. 791
28