Ви є тут

Социальные измерения информационно-коммуникационной среды глобального образовательного пространства: теоретико-методологический подход

Автор: 
Мельникова Нина Ивановна
Тип роботи: 
теоретико-методологический подход
Рік: 
2004
Артикул:
195144
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ............................................................... 5
ГЛАВА 1. КОНТРОВЕРЗЫ ИДЕНТИЧНОСТИ УНИВЕРСИТЕТОВ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.......................................................... 34
1.1 Университеты как разновидность политической власти национальных
государств..................................................... 34
1.2 Профессиональная и культурная трансляция университетов......... 46
1.3 Ценностные ориентации образования и профессии.................. 51
1.4 Элитарность-эгалитарность университетов........................ 58
1.5 Глобализация и регионализация университетов.................... 66
ГЛАВА 2. ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ ДОМИНАНТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 82
2.1 Между народность образования................................... 83
2.2 Информационно-коммуникационные технологии как механизм
осуществления стратегии «антипедагогики»....................... 98
2.3 Открытое киберобразование....................................... 106
ГЛАВА 3. ГЕНЕЗИС, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СТАНДАРТОВ В
ОБРАЗОВАНИИ.......................................................... 12з
3.1 Образование как индустрия в условиях академического капитализма ... 123
3.2 Мультиверситеты как конкурентная модель университетов........... 142
3.3 Академический капитализм в киберпространстве.................... 163
3.4 Стандартизация и персонификация деятельности в постмодернистких 178
университетах..................................................
3.5 Геокультурный образ университетов............................... 201
ГЛАВА 4. КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНАЯ ПАРАДИГМА КИБЕРОБРАЗОВАНИЯ..................................................... 212
4.1 Образование новых кочевников.................................... 212
4.2 Инженерные подходы к созданию образовательного контента......... 220
4.3 Функциональная самоорганизация в виртуальных социумах........... 236
3
ГЛАВА 5. МЕНТАЛЬНАЯ ОСВОЕННОСТЬ ИНТЕРНЕТА............................. 256
5.1 Измерение информационного неравенства........................... 256
5.2 Интернет-Ойкумена создателей информационных ресурсов
российского сегмента Интернета................................... 272
5.3 Информационное влияние стран пост-советского пространства в
российском сегменте Интернета.................................... 292
5.4 Информационное влияние стран Большой восьмерки в российском в
сегменте Интернета............................................... 300
5.5 Макрорегионы мира в российском сегменте Интернета............... 309
5.6 Интернет-Ойкумена российских нетсерферов........................ 313
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................ 328
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...................................... 332
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Хронология открытия классических университетов
Советского Союза...................................................... 342
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Анкета «Ценностные ориентации образования и
профессии»............................................................ 345
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Структура СГУ. 1959 год................................. 346
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Федеральная экспериментальная площадка -
университетский комплекс СГУ. 2003 год................................ 347
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Учебный план профессиональной лицензии multimédia (мультимедиа) университета «L’Université de Corse Pascal PAOLI» (Франция) 348
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Спецификации IMS........................................ 349
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Интегрированные среды разработки учебно-методических
комплексов............................................................ 350
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Характеристики интегрированных сред разработки 359
учебно-методических комплексов.......................................
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Список доменов верхнего уровня и соответствующих названий стран и территорий на английском и русском языках............ 360
4
Полнота неформальных связей в некоторой научной области обозначается понятием «невидимый колледж»2, который представляет собой трансконтинентальную научную организацию. Возможность участия в работе «невидимых колледжей» рассматривается членами университетского сообщества как необходимое условие успешной профессиональной деятельности. Возникающие ограничения в этой области рассматриваются как угроза профессиональной состоятельности. С этой точки зрения можно рассматривать университеты в международном аспекте.
В истории каждого современного государства, которое претендует на роль лидера в глобальной экономике, был поворотный момент в развитии высшего образования, связанный с радикальными изменениями в его функционировании. Например, во Франции кроме университетов существует значительно более престижный уровень высших учебных заведений - так называемые высшие школы (Grandes écoles). Высшие школы появились в XVIII во времена Наполеона в период кризиса университетов. Высшие школы создавались по инициативе государственных властей и частных предпринимателей для того, чтобы готовить специалистов для конкретной сферы деятельности или даже для конкретной структуры. Университеты в то время давали более общее образование, что и послужило основанием для возникновения термина «университетское образование» в специфическом контексте. Сейчас во Франции работают около 300 высших школ, в которых учится более 200 тыс. студентов. Высшие школы являются образовательными учреждениями, в которых готовится техническая и управленческая элита. В элите существует суперэлита. В первую тройку французских высших школ входят: Ecole Polythcchnique (ЕР) (прием 400 человек); Ecoles des Hautes Etudes Commerciales (НЕС) (прием 350 человек); Ecole nationale d'administration
2 См.: Кун T. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. 300 с.
36
(ENA). Выпускники именно высших школ занимают высшие посты во многих французских национальных и транснациональных корпорациях. Статистика 2000 года свидетельствует, что 59 лучших студентов ЕР получили места на государственной службе в области энергетики, региональных управлений промышленностью, а 15 лучших из ENA поступили на работу в области инспекции финансов, госсовета и счетной палаты. Среди знаменитых выпускников ENA - В. Жискар Д’Эстен, Ж. Ширак, Э. Балладюр, Л. Жоспен.
Одним из первых актов пуританских поселенцев в Новой Англии было учреждение Гарвардского колледжа в 1636 году, всего через шесть лет, после основания Бостона. В переселенческих обществах университеты учреждались как агенты зарождающейся государственности. Название нового государства - Соединенные Штаты Америки - возникло лишь в 1776 году в ходе войны за независимость. Указ 1860 года положил начало открытию университетов, которые должны были способствовать освоению огромного континента. В 1861 году Президентом США был избран Авраам Линкольн. США вступили в период большой модернизации, включая становление общества, в котором все граждане равны перед законом, с возможностями социальных достижений в соответствии с талантом3. А. Линкольн передал землю в полную собственность университетам. В 1861 году первые степени Ph.D. были присуждены в Йельском университете. В другой переломный момент в истории США, в годы великой депрессии, президент Ф. Рузвельт осуществлял беспрецедентную поддержку университетов, которым была направлена значительная часть налоговых поступлений. Президент Б. Клинтон в Послании 1997 года «О положении страны» также выдвинул ряд задач в области образования: «... каждый 8-летний ребенок должен уметь читать, каждый 12-летний ребенок должен уметь подключиться к системе Интернет,
3 См.: Тириакьян Э.А. Питирим Сорокин. Мой учитель и пророк современности // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. 2. Вып. 1. С.
37