ПЛАН
Введение............................................................ 3
Глава I Теоретико-методологические аспекты исследования 10
социальной памяти..............................................
§1.1 Социальные науки о структуре социальной памяти................. 10
§ 1.2 Концептуальные составляющие изучения социальной памяти ... 15
Отечественные исследователи социальной памяти.................. 15
Зарубежные исследователи социальной памяти..................... 24
§ 1.3 Историческая память как вид социальной памяти................. 53
Глава II Социальное влияние: методологические подходы 73
§ 2.1 Теоретические аспекты изучения социального влияния............ 73
§ 2.2 Методы и механизмы манипуляции сознанием населения как 87
составляющие социального влияния...............................
§ 2.3 Социальное конструирование исторической памяти............... 102
§ 2.4 Взаимосвязь идеологии и исторической памяти................. 112
Глава III Образ прошлого в современных СМИ..................... 119
§ 3.1 Контент-анализ электронных СМИ по проблемам 119
интерпретации истории..........................................
§3.2 “Конфискация памяти”, “забвение памяти”, “создание памяти” 124
при помощи современных СМИ.....................................
§3.3 Конструктивный и деструктивный потенциал исторической 138
памяти ........................................................
Заключение......................................................... 140
Список использованной литературы................................... 143
Приложение 1 Результаты контент-анализа (глава III,§ 3.1).......... 154
Приложение 2 Иллюстративные материалы (глава III, § 3.2)....... 179
2
Введение
Актуальность исследования
С развитием современного информационного общества влияние социальной памяти, равно как и исторического прошлого, в целом на характер и особенности социального развития все более усиливается, так как современные СМИ способствуют оперативному распространению информации различного характера.
Социальная память все увереннее становится одним из ключевых элементов, определяющих не только настоящее состояние общества, но и активно формирующих его будущее. Она может способствовать ускорению одних социальных, политических процессов и одновременно тормозить и блокировать другие. Весьма существенно ее влияние на формирование трендов социального развития того или иного общества в целом.
Знание подобных механизмов воздействия социальной памяти на общество, конкретные социальные группы, отдельного индивида позволяет глубже понимать многомерную социальную реальность, более эффективно осуществлять социальное планирование и социальное управление различными процессами, происходящими в обществе.
Для того чтобы адекватно разобраться в этих процессах, необходим комплексный, междисциплинарный подход, объединяющий наработки не только социологов, но и философов, психологов, культурных антропологов, этнологов, историков и представителей других социальных наук.
Реальная практика предоставляет нам различные примеры того, как социальные группы с определенными целями, ценностями и мировоззренческими подходами соревнуются в создании и продвижении их собственных версий прошлого.
Каждая группа в обществе обладает собственным символическим капиталом. Память может выступать формой трансляции этого капитала. Таким образом, память является выразителем групповых ценностей и представлений.
3
воздействия на него прошлого и окружающей среды, и, следовательно, при
^ о
воздействии уже ранее существовавших чужих идей» . Кондратьев, не отрицает мнение Дюркгейма о принадлежности коллективных представлений реальности и имеющих самостоятельное существование, подчеркивает принадлежность человека к этой реальности. Человек является не только элементом социальной реальности, сама социальная реальность существует благодаря человеку. Если бы не было человека как особенного элемента мира, не было бы и социальной реальности, в которой человек живет, развивается и которую меняет, приспосабливая к новым условиям существования.
Изменения социальной реальности связаны с ее прошлым. Следовательно, прошлое является определенным индикатором развития настоящего. Различие между прошлым, настоящим и будущим возможно определить при помощи социальной памяти. Социальная память с одной стороны, хранит события прошлой жизни индивида, события прошлых различных социальных образований, общества, с другой стороны, констатирует существование различных феноменов социальной реальности в настоящем, то есть транслирует их.
Коллективные идеи возникают и существуют не только как элементы социальной реальности, имеющей самостоятельность в развитии. В «порядке взаимодействия и многообразного жизненного опыта в сознании массы людей различные идеи скрещиваются между собой, борются и согласуются друг с другом. В конечном счете, побеждают и выживают, те идеи, которые наиболее полно и совершенно отвечают соответствующему, то есть научному эстетическому, религиозному и т.д. коллективному опыту и выживают в том виде, в каком они больше всего отвечают ему. Выжившей считается именно та идея, которая из индивидуальной стала в той или иной
9
степени коллективной, то есть получила признание многих» .
8 Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики (предварительный эскиз) // Социо-логос. Социология. Антропология Метафизика. М.: 2001- С.94.
9 Там же. С. 96.
17
Стоит также отметить, что у Н.Д.Кондратьева появление коллективных идей происходит не только в результате различных социальных образований, которые порождают коллективные представления, но и сообразно «закону деперсонификации». В результате действия этого закона идея становится коллективной и теряет связь с лицом (или лицами), впервые сформулировавшим ее. Существование индивидуальных представлений связно с появлением коллективных представлений законом деперсонификации. Н.Д.Кондратьев, формулируя закон, не указывает те элементы, которые он в себя включает, и то, каким образом закон деперсонификации влияет на форму и содержание коллективных представлений. Возможно, закон деперсонификации действует через структуры социальной памяти, обладающие свойствами хранения, транслирования и воспроизведения социально-значимой информации, через передачу социально-значимого опыта. Процессы передачи информации и опыта происходят уже «независимо от автора ее, независимо от того, жив он лично или нет, продолжает он ее защищать по-прежнему или нет. В отрыве идей от породивших их лиц, а также от судьбы отдельных лиц, проявляя при этом, один из самых основных признаков коллективно-социальной природы идей, живущих в обществе»10. Коллективная идея становится полностью самостоятельной, существует как автономный элемент социальной реальности благодаря социальной памяти, подчиняется в большей степени законам социального, а не индивидуального развития. Продолжительность существования коллективной идеи зависит от социальных условий, потребностей коллективного опыта, в которых она конституируется, а также от появления новых идей, которые ее могут заменить. Указывая на законы деперсонификации, благодаря которым происходит отрыв идеи от ее настоящего носителя (человека или группы), когда идея приобретает статус коллективной, стоит отметь что социальная память является связующим
10 Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики (предаврительный эскиз) //
Социо-логос. Социология. Антропология Метафизика. М.: 2001- С.97.
18
- Київ+380960830922