ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........................................................3
ГЛАВА 1. КЛАССИЧЕСКИЙ ЭТАП: СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИЙ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ОБЩЕСТВО (20 - 80-Е ГГ. XX ВЕКА)..................16
1.1. Место теорий «влияния СМИ» в концепциях массовой коммуникации.. 16
1.2. Теории пропаганды Г. Лассуэла, У. Липпмана и Дж. Дыои.....25
1.3. Теории «ограниченных эффектов»: П.Лазарсфельд, К.Ховланд,
Л.Фестигер, Дж.Клаппер.........................................38
1.4. Теория «социального научения»: исследования А.Бандуры.....52
1.5. Первые эмпирические подтверждения влияния СМИ.............59
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП: РАЗВИТИЕ ТЕОРИЙ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ОБЩЕСТВО (80-Е ГГ. XX ВЕКА - НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ).............70
2.1. Социально-когнитивная парадигма медиавоздействия..........70
2.2. Теории «активной аудитории»...............................84
2.3. Новейшие подходы к анализу процесса воздействия СМИ на общество. 91
2.4. Эффект убеждения как ключевое понятие теорий влияния......95
2.5. Совершенствование эмпирических методов исследования СМИ..101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................121
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность темы
Прорыв в области телекоммуникационных технологий явился причиной значительных изменений в нашей повседневной жизни. Доступ к информации можно получить практически из любой точки мира в кратчайшие сроки, используя при этом разнообразные средства массовой информации (СМИ): газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет. По всему миру люди узнают новости независимо от того, насколько далеко они находятся от самого места событий, каков их социальный статус или профессия.
СМИ - это не только один из самых важных и значительных источников сведений о событиях в современном мире, но и главный фактор формирования общественного мнения, культуры, мировоззрения. Они проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности, озвучивая основные проблемы, существующие в обществе, заставляя задуматься о наличии некоторых глобальных проблем человечества и способах их решения. Развлекательная функция СМИ несет в себе культурную составляющую, формирует общественное мировоззрение, которое затем оказывает влияние на каждого члена общества.
Американская исследовательская компания «Кайзер Фэмили Фаундейшн» выяснила в 2001 году, что 60% подростков больше доверяют медицинской информации, увиденной по телевидению, чем своему лечащему врачу. Кроме того, были проведены исследования, в результате которых выяснилось, что особенно опасно насилие на экранах для детей до 8 лет, поскольку они не в состоянии отличать реальную жизнь от фантазии. В конце 1980-х годов после просмотра мультфильма «Бивис и Батхед», где главные герои баловались спичками, пятилстний мальчик повторил опыт. В результате возникшего пожара сгорел дом, где он жил с семьей, и погибла его двухлетняя сестренка1.
1 http://www.store.ru/news/med/news/03/02/13_007.htm
12
базовые эмпирические методы. На современном этапе ученые, основываясь на теоретических наработках классического этапа, осуществляют попытки обобщения полученного материала, а также усовершенствования познавательных технологий с целью более глубокого проникновения в понимание феномена влияния средств массовой информации на общественное сознание.
3. В рамках классического этапа выделятся три основных периода развития теорий влияния СМИ на общество. В рамках первого периода, который относится к 20 - 40-м гг. прошлого века, ученые констатировали значительное, молниеносное и повсеместное воздействие СМИ на общественное сознание. Во втором периоде (40 - 60-е годы) исследователи опровергли факт значительного влияния СМИ на общество, а первым из них, кто отказался от существующей парадигмы, был П.Лазарсфельд. Этот теоретик считал, что эмпирические исследования, которые ранее почти не проводились, играют очень важную роль в обосновании полученных выводов. В третьем периоде (60-е - 80-е годы) исследователи пришли к выводу о необходимости обобщения полученного материала и разработки качественно новых теорий, позволяющих более детально изучить механизмы влияния СМИ на общественное сознание, а также факторы, обуславливающие этот процесс.
4. Современный этап, который берет свое начало с 80-х гг. прошлого века, характеризуется, в первую очередь, отсутствием единого мнения ученых относительно процесса влияния средств массовой информации на общественное сознание. На этом этапе было разработано достаточно новых теорий, многие из которых являются актуальными и в настоящее время. Эго теории: «эффекта прайминга», «культивации», «выстраивания приоритетов», «использования и удовлетворения», «установления приоритетности новостей». Для подтверждения основных положений данных теорий было проведено большое количество эмпирических исследований.
5. Эмпирические методы, применяемые для подтверждения теорий влияния средств массовой информации на общественное сознание, постоянно
13
совершенствуются. Если на классическом этапе преобладали экспериментальные методы, то на современном этапе был осуществлен переход к сочетанию различных методов (эксперимента, опроса, контент-анализа) в комплексных исследованиях. В последнее время перспективной представляется процедура мета-анализа, главной целью которой выступает обобщение огромного количества эмпирических данных, полученных ранее, а вместе с тем, появляется возможность исследования процесса влияния СМИ на общество на качественно новом уровне.
6. Характер и особенности процесса влияния СМИ в условиях модернизации социума остается важной социальной проблемой, которая стоит перед учеными. Помимо того, что информация, распространяемая посредством СМИ в настоящее время, может приводить к возникновению нежелательных социальных эффектов, происходит постоянное совершенствование технологий, упрощающих этот процесс. В данной связи представляется важным дальнейшее теоретико-методологическое изучение данного вопроса на базе уже созданных и апробированных концепций.
Научная значимость и практическая ценность диссертации определяются актуальностью социологических исследований в области теорий влияния СМИ, а также набором задач, направленных на теоретикометодологический анализ процесса влияния СМИ на общественное сознание.
Научная значимость диссертации заключается в том, что полученные результаты позволяют углубить имеющиеся теоретические знания о сущности и характере влияния средств массовой информации на общественное сознание.
Практическая ценность диссертационной работы заключается в возможности использования ее выводов в дальнейших исследованиях, посвященных степени влияния СМИ.
Результаты настоящего диссертационного исследования могут быть использованы для подготовки курсов и спецкурсов по истории и теории социологии, социологии коммуникации, социологии пропаганды, политологии
- Київ+380960830922