СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................3
Глава 1 Теория эволюции как методологическая основа социологических концепций........................................................10
1.1. Теории, признающие ведущим фактором социальных процессов эндогенные особенности человека..............................10
1.2. Социологические теории, признающие влияние экзогенных факторов среды ведущими в социальных процессах........................45
1.3. Теоретические аспекты соотношения социального и биологического в человеке.....................................................69
Глава 2. Системные представления о социальных процессах в контексте теории эволюции..................................................83
2.1. Системные исследования Г. Спенсера в свете современного естествознания...............................................83
2.2. Системные эволюционные представления в современных социологических исследованиях...............................104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................143
ЛИТЕРАТУРА......................................................146
ВВЕДЕНИЕ ~
( ПЯ>
Актуальность темы Л ^
Взаимодействие социогумаиитарных и биологических наук /имеет дашпою историю, которая отмечена различной активностью - от обострения взаимного интереса до полного отрицания необходимости такого взаимодействия, что отражено в различных направлениях социогуманитарной мысли. В настоящее время наблюдается период активного развития интеграционных процессов. К этим тенденциям можно отнести формирование различных гуманитарных направлений, опирающихся на биологические исследования: социальная этология, социобиология, биолингвистика, биосемиотика, биополитика и др.
Биологические науки, изучающие происхождение, развитие и изменения биосферы Земли, а так же взаимодействия организмов между собой и своей средой обитания, опираются на системные представления теории эволюции, дающие прочную научную основу для комплексного изучения сложных естественных систем, которыми являются живые организмы и их различные объединения. Авторы социологических концепций, использовавшие в своих теоретических конструкциях идеи теории эволюции, основывались на сформулированных Г.Спенссром представлениях о социальных процессах как части единых эволюционных процессов происходящих в природе.
Повышение интереса социогумаиитарных наук к биологии вызвано дальнейшим развитием системного подхода, а так же сформировавшимися в современной науке представлениями о наступившем веке как “веке биологии”, что связано с бурным развитием биологических исследований, ставящих новые проблемы своими открытиями перед гуманитарными науками, и в частности перед социологией, которая, чтобы не остаться в стороне общемировых научных открытий и тенденций, неизбежно должна будет их осмыслить и включить в канву своих представлений.
Поскольку фундаментальным основанием биологии является эволюционное учение, то в контексте мировых тенденций в пауке представляется актуальным проведение анализа социологических концепций, сформулированных под влиянием теории эволюции с точки зрения современных эволюционных представлений, что позволяет в свете
14
организоваться в социальную группу, если произойдет событие, вносящее общий интерес.
По его мнению, “высший закон социального развития” - это "...стремление каждой социальной группы подчинять себе каждую другую социальную группу, встречающуюся на ее пути, стремление к порабощению, к господству" [Гумплович, 1895, с.68]. “Высший закон социального развития” Л.Гумплович обосновывал как закон природы, основанный на стремлении к самосохранению социальных групп. Этот процесс, по его мнению, обеспечивает “...стремление социальных групп к самосохранению и обеспечению своего благосостояния, приводит к стремлению к власти, которое, при столкновении с подобными же стремлениями других групп, приводит к борьбе за власть над другими социальными группами. Но все эти движения социальных групп совершаются под давлением принудительного закона природы; в этом источник необходимости и закономерности всех исторических явлений” [Гумплович, 1895,с.74].
На возражения “моралистов”, не поддерживающих парадигму Л.Гумпловича, он отвечает в духе своей концепции, полагая, что его исследования являются прямым следствием законов природы. “Если бы даже социологии пришлось констатировать, что социальные группы ведут неумолимую борьбу за существование, разве следует отсюда, что социология повелевает отдельному человеку вести эгоистическую борьбу за существование? Это то же самое, как если бы врачу, констатирующему у больного неизлечимую болезнь, приписывали желание смерти пациента” [Гумплович, 1895, с.58].
В теории Л.Гумпловича личности, объединившись в социальные группы перестают в этих группах руководствоваться любыми другими
соображениями, кроме эгоистического стремления к подавлению и порабощению других социальных групп. По его мнению, “...у социальных групп в их взаимных отношениях, нет другой руководящей роли, кроме эгоизма...” [Гумплович, 1895, с.50]. В этих рассуждениях Л.Гумпловнча социальное поведение людей, объединившихся в группы, видится автору как крайне эгоистичное агрессивное поведение, что предопределено, по его мнению, законами природы.
Утверждение Л.Гумпловичем социологии как самостоятельной науки, продолжение опыта системного подхода к изучению социальных групп внесло в социологию немало важных теоретических результатов по изучению формирования структуры социальных групп. Однако перенос акцентов с индивида на социальные группы (социальное поведение которых подчинено стремлению порабощать другие группы, и рассматривались автором как имеющие единственную функцию, которая выражается в бесконечной взаимной вражде) создавало внутренние противоречия его концепции, которые становятся очевидными, если сравнивать, его выводы о мсжсоциальных конфликтах и рассуждения, в которых он приводит способы формирования социальных групп.
В качестве примера превращения “сборища” в социальную группу Л.Гумплович приводит людей, пришедших на классическое представление, которым предлагают посмотреть другую, не заявленную устроителями программу. В этом случае, по мнению автора, люди объединятся в социальную группу, хотя бы для того, чтобы получить свои заплаченные за билет деньги обратно. Совершенно очевидно, что в этом случае никакого “порабощения” не предполагается, людей объединило в социальную группу стремление отстоять свои права, а не “стремления к господству”, из чего
- Київ+380960830922