Ви є тут

Национальная диаспора как объект этносоциологического исследования

Автор: 
Чаптыкова Татьяна Ивановна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1997
Артикул:
1000168664
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ДИАСПОР.........................................12
1.1. Этнический фактор в условиях трансформирующихся обществ и место диаспор в его функционировании.......................13
1.2. Национальная диаспора: сущность, критерии, типология, функции.26
1.3. Национальная диаспора в системе понятий этносоциологии 44
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ДИАСПОР В РОССИИ.............................................54
2.1. Социальный портрет национальных диаспор...............54
2.2. Социально-культурная деятельность как основная функция национальных диаспор................................... 80
2.3. Ассимиляция и национальная консолидация как основное противоречие в функционировании диаспор..................97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................105
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК....................................114
ПРИЛОЖЕНИЕ.................................................123
3
Введение
Актуальность темы исследования.
В условиях глубокой политической и экономической трансформации, которая происходит в России, а также в бывших республиках СССР, этнический фактор стал одним из важнейших параметров общественной жизни.
Парадоксальность сложившейся ситуации заключается в том, что рост объективных интегративных тенденций во всем мире, которые ведут к ослаблению значимости этнических границ, к взаимодействию во всех сферах жизни современного общества -экономической, политической, культурной и т.д. - сопровождается не менее устойчивым встречным процессом - противодействием интернационализации экономических и духовных отношений.
В этой ситуации сложнее всего приходится специфическим этническим группам - диаспорам, оказавшимся в роли меньшинства в иноэтничном окружении и олицетворяющим противоречивые тенденции консолидации и ассимиляции своей общности.
Проблемы национальных диаспор, которые в советский период не были столь актуальными, резко обострились в результате дезинтеграции СССР.
Перед диаспорами впервые возникла необходимость разобраться с неведомой им ранее трудностью - национальной и общественной самоидентификацией, на что направлены также усилия ряда социальных наук, и особенно социологии.
Объединенные ранее единым институтом советского гражданства в настоящее время диаспоры самими реалиями суверенного развития независимых стран поставлены перед необходимостью найти собственную нишу в социокультурной среде принявшего государства, осознать себя меньшинством по сравнению
12
Российской Федерации применительно к национальным диаспорам. Также они могут найти применение в преподавательской деятельности.
В настоящем исследовании предложены принципы и инструментарий, использование которых возможно при дальнейшем изучении данной общности (см. приложение № 2).
Апробация результатов исследования.
Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в ряде публикаций автора, выступлениях на научно-практических конференциях, проблемной группе кафедры социологии РАГС в 1996-1997 годах.
Структура диссертации.
Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования и состоит из введения, двух глав по три параграфа в каждом, заключения, библиографического списка и приложения.
13
1 глава. Теоретико-методологические основы изучения национальных диаспор.
1.1 Этнический фактор в условиях трансформирующихся обществ и место диаспор в его функционировании.
Вторая половина XX века ознаменовалась новым этапом в развитии национального движения во всем мире. Ученые анализируют феномен “этнического ренессанса”, ищут его причины, прогнозируют перспективы развития.1 Поэтому было бы не совсем справедливо считать обострение межэтнических отношений следствием только лишь кризиса советского общества и в том числе неразумной национальной политики.
Необходимо отметить, что лишь в последние десятилетия исследователи открыли для себя давно существующее явление - в мире практически нет моноэтнических государств, и принцип “один народ -одно государство” является безнадежной иллюзией. Существует лишь относительно небольшое число крупных этносов, которые почти полностью сосредоточены в пределах одного государства. Так, из 75 этносов мира, насчитывающих в 1984 году свыше 10 млн. человек, только 21 более, чем на 99 % был сосредоточен в одной стране, остальные же в пределах двух и более2. Большинство стран мира являются пестрыми по своему этническому составу, причем многие этнические группы в них — “выходцы” из других государств, территорий - находятся в положении национального меньшинства.
Осознание мировым сообществом проблемы национальных меньшинств, того факта, что этим этническим группам необходима специальная защита для обеспечения их права на самоутверждение, что
* См.: Табайди 4., Холопов Б. Этнический ренессанс... Правомерен ли термин? - Дружба народов, 1989, №2.
2 Народы мира. Историко-этнографический справочник. - М., 1988,с.7.