Ви є тут

Сравнительный анализ социологии как науки и учебной дисциплины в России и Канаде

Автор: 
Сандстром Грегори
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
296323
179 грн
Додати в кошик

Вміст

р
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..........................................................1
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ И ИЗУЧЕНИЮ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ И
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ................................................13
§1.1 Обучение и изучение социологии...............................14
1.1.1 Социология как наука........................................16
1.1.2 Наука и философия социологии................................28
§1.2 Современная социология в глобальном масштабе.................39
1.2.1 Социология «Большая Четверка» - символы глобальной Социологии 39
1.2.2 Наступающий многополярность современной
глобальной социологии.............................................44
1.2.3 «Передний край» в Глобальной Социологии.....................48
§ 1.3 Российское и канадское «социологическое воображение»........57
1.3.1 Социология в 21-ом веке в Канаде............................57
1.3.2 Является ли возвращение социологии в Россию победоносным?...66
1.3.3 Роль канадских ученых в мировой общественной мысли..........80
1.3.4 Социология России и Канады: эхо голосов во всем мире........92
ГЛАВА II. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ
И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В РОССИИ И КАНАДЕ...........................103
§ 2.1 Ранние условия развития социологии в России и Канаде.......104
2.1.1 Россия и Канада - Контекст диссертации.....................105
2.1.2 Краткая история российской социологии......................113
2.1.3 Краткая история канадской социологии.......................120
2.1.4 Канадцы и Русские в состоянии говорить глобально...........128
§ 2.2 Социология в России и Канаде: университет как
новая институциональная Форма....................................134
2.2.1 Институциональный характер Российской и Канадской социологии..135
2.2.2 Социология науки в России, Канаде и в мире....................144
2.2.3 Социология в России в секулярную поликонфессиональную эру.....157
2.2.4. Разумные приспособления и соборность.........................163
Заключение..........................................................177
Список использованных источников и литературы.......................182
Приложение: Рефлексивный момент.....................................203
16
знания, такие как философия, мировоззрение, идеология и/или религия (или теология). «Естественная философия» - то, как называлась «наука» прежде, чем современное значение «науки» появилось в западноевропейских странах. Все же наука, как форма знания, появилась во всем мире со времен античности и может рассматриваться и как глобальное, и как локальное или региональное явление.
Мы различаем англо-американскую традицию с ее трехчастным разделением на: 1) естественные науки, 2) общественные науки и 3) гуманитарные науки, и немецко-российскую традицию с ее двучастным разделением: I) естественные науки (naturwissenschaften) и 2) социальногуманитарные науки (gcistesM’issenschafteri).
Конечно для человека, воспитанного в англо-американской традиции науки, было бы непривычным услышать, что термин «science» применялся к таким областям знания, как история или литература, как термин «наука» применяется в России. Английский термин «scientist», введенный В. Вевеллом (W. Whewell) в 1834 году, противопоставлен российскому термину ученый («scientist or scholar»), который может применяться и как к ученому-естественнику («scientist»), и как к ученому-гуманитарию («scholar»). Так как эта диссертация пишется в рамках российской традиции (хотя бы географически), далее мы будем использовать термин «наука» или термин «ученый» как то, что исследуется, и те, кто исследуют «научные» и «академические» измерения области, названной социологией. Другими словами, социология — по определению научная область согласно русскому языку, и нет необходимости это оспаривать.
1.1.1 Социология как наука
«Исследование существующих вещей может быть единственно предметом науки, поскольку это исследование помогает знанию того, как должны жить
люди». - JLH. Толстой (1989, с. 152)
17
Говоря о теме преподавания и исследования социологии, нужно принять во внимание надлежащие отношения между преподавателями и студентами социологии. М. Вебер поднял эту проблему, когда написал в своем известном труде «Наука как призвание», что «преподаватель может демонстрировать Вам необходимость выбора» ([1989] 1919, с. 26). С таким диапазоном тем, теорий, методов и дисциплин, доступных для исследования в современной социологии, вполне уместно начать данную главу с Веберовского наделения возможностью выбора студентов в сочетании с интеллектуальной ответственностью ценностно-нейтральной профессуры.
Исследование того, как социология преподается и изучается, означает исследование роли преподавателей и студентов в аудитории, где и существует социология в университетских рамках. Как отмечает Вебер, «Если кто-то хочет превратить университетский лекционный зал в место, где могут обсуждаться вопросы практической ценности, то он с необходимостью должен разрешить неограниченную свободу обсуждения со всех точек зрения самых фундаментальных вопросов» (1978, с. 75).
Обращаясь к «практическим ценностям» социологии и к «фундаментальным вопросам» человеческих законов мы можем также рассмотреть и то, что социология позитивных ценностей может предложить современному академическому и научному знанию вообще. Эти ценности и вопросы поднимаются в отношениях между преподавателями и студентами социологии.
Социология как научная и учебная дисциплина появилась в начале XIX века после того, как ее преподавал и занимался ею А. де Сен-Семон, французский философ и преподаватель математики. О. Конт ввел термин «социология». С новой наукой идей в гуманитарно-социальной сфере, Конт стремился встроить эту область во власть, которая поможет реорганизовать общество «к лучшему», и таким образом внести такой тип «порядка» и «прогресса», который мог бы быть оценен с позиций положительных результатов. Действительно, один из самых непреходящих вкладов Конта в его