Ви є тут

Этнографический метод в социологии

Автор: 
Романов Павел Васильевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1997
Артикул:
1000174994
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение..................................................................2
Глава 1 Эпистемология и методы социальной этнографии
1.1 Этнография в исследованиях индустриальных обществ: историкосоциологический аспект................................................8
1.2 Процедуры, стратегии, подходы социальной этнографии................29
Глава 2 Этнографический метод в социологии организаций
2.1. Организация как объект этнографического исследования.............45
2.2. Этнографический подход к исследованиям управления и трудовых отношений............................................................82
Заключение..............................................................141
Список литературы.......................................................144
Введение
Актуальность исследования определяется необходимостью обновления теоретических и методологических принципов и подходов в сфере социологического знания. Активизация интереса к методологии социологических исследований является сущностной эволюционной тенденцией современной отечественной социологии. Ускорение темпов общественных изменений российского общества требует от нас переосмыслить познавательные возможности методов сбора и обработки социологической информации, этические аспекты взаимодействия социолога с респондентом, а также условия, механизмы и последствия конструирования социальной реальности посредством социологического теоретизирования.
Отечественная методологическая дискуссия о качественных и количественных подходах в социологии начала 1990-х годов сразу же приняла характер столкновения двух парадигм, предполагая скорее идеологический подтекст, нежели аналитическое осмысление. На этом фоне этнографический метод в социологии оказывается той рефлексивной практикой, которая не ограничивается моностратегическими способами сбора и оперирования с эмпирическими данными, но допускает сочетание качественных и количественных процедур, открывая широкое поле интерпретаций.
Традиционно в отечественной социальной науке этнография занималась изучением материальной культуры и обычаев народов. Проблемы трудовой деятельности рассматривались здесь с точки зрения их этнонациональной специфики, чаще всего вне широкого контекста социальных и социетальных факторов. Производственный процесс на промышленном предприятии как социокультурный феномен современного индустриального и постиндустриального общества оказался в стороне от основного интереса этнографов. Доминирующая в отечественной социологии труда позитивистская парадигма ограничивалась, в основном, поиском условий для реализации нормативной модели коллективного производства.
кусственный продукт. Мир, в который мы входим как читатели, не является прямым переживанием опыта «общества на углу улицы». Мы вовлекаемся в интерпретацию общества-как-реконструированного в текстовых кодах Уайта.
п
Рассматривая чикагскую исследовательскую традицию, П.Кло сосредотачивается на природе ее нарратива. В конце XIX века произошло разделение романа и социальных наук в различные системы дискурса. Однако в Чикагской школе с ее акцентом на подходах, известш>гх как life story (жизненные истории) и slice-of-life (срезы жизни), к этнографическим материалам, происходит развитие интерпретативной методологии, поддерживающей нарративный характер жизненных историй. Идея такой методологии - создание текстов, дающих иссле-дователю-автору возможность, кроме изложения полученных в ходе полевой работы фактов, представлять свой субъективный взгляд. Написанные языком обычных людей, эти тексты предполагали прямой, свободный от чувств социальный реализм. Они явили собой научную версию литературного натурализма. Подобно фильмам эры великой депрессии, повествующим о детской преступности, подобные оценки романтизировали свой объект. «Они рассматривали индивида с отклоняющимся поведением как социологическую версию экранного героя. Эти социологические истории, подобно своим прототипам из фильмов, имеют свой счастливый конец, а личности в них проходят через три обязательных стадии классической моралистской истории: пребывание в благоденствии, искушение, падение, а в финале - возрождение через страдание»8.
Мы полагаем, что в 1920-е годы в Чикаго впервые состоялось применение «этнографического» метода в том его виде, в каком он получил свое дальнейшее развитие в социологии. Повествовательный характер научного описания, акцент на субъективных переживаниях, индивидуальный опыт исследователя, содержащийся в качестве важного элемента текста и, наконец, практика включенного наб;подения - все это стало признаками этнографической работы социолога. В социологической литературе в связи с этим понятия «этнографический метод» и
7 Clough Р.Т., The End(s) of Ethnography: From Realism to Social Criticism. Newbury Park, CA: Sage, 1992. P 21-22.
5 Roffman & Purdy, 1981. (цит. no N.Denzin and Y.Lincoln, Ibid, p. 14).
14